История развития медиа

Глава из учебного пособия «Медиа и информационная грамотность»

Как уже говорилось выше, любой из способов коммуникации имеет целью передачу какой-то информации. Вначале информация носит исключительно утилитарный и сиюминутный характер. Первобытный человек делится такой информацией: «этот фрукт вкусный и неядовитый», «этот зверь опасен, беги и прячься». В его языке недостаточно параметров, чтобы описать фрукт, которого нет в поле зрения, и уж тем более классифицировать его. С развитием языка развивается и абстрактное мышление, становится возможным говорить не только о вещах «здесь и сейчас», но и об отвлеченных, обсуждать не только происходящие события, но и события прошлого или будущего, а также гипотетические.

Стоит отметить, что также вне зависимости от способа коммуникации она может быть состоявшейся или нет, успешной, частично успешной или нет. Если один человек говорит только по-казахски, а другой — только по-норвежски, и у них нет возможности общаться с помощью жестов или изображений, скорее всего такая коммуникация будет несостоявшейся. Так же произойдет и в ситуации, если жесты в их культурах несут разную смысловую нагрузку (вы же знаете, что для отрицания болгары кивают головой, а для согласия — покачивают из стороны в сторону?). Частично успешной может стать коммуникация между носителями разных языков, которые тем не менее смогут как-то объясниться с помощью, например, английского языка.
Коммуникация играла важнейшую роль в формировании человеческого общества. Первобытные племена охотников и собирателей постепенно превращаются в более крупные образования («вождества» или государства) с целью лучше координировать свои усилия. Экономические системы развиваются параллельно с развитием специализации и необходимости вести торговые отношения.

Способность общности укрупняться и развиваться зависела в первую очередь от социальной идентификации себя как ее представителя, что было бы невозможно без наличия письменной культуры. При этом важную роль в развитии государства играли и формы коммуникации. Так Месопотамия представляла собой более локальное государство из-за того, что носители информации были крайне несовершенны и плохо транспортабельны. А Египет с развитием более транспортабельных носителей информации приобрел больший территориальный охват. Вместе с тем Египет все еще пользовался менее совершенной пиктографической, а позже идеографической письменностью, поэтому государства, перешедшие на силлабическую письменность, достигли большего расцвета. Эту гипотезу разрабатывали канадский культуролог Маршалл Маклюэн и канадский экономист Гарольд Иннис, ее также называют «общественной зависимостью от коммуникативной эффективности».

Именно эти ученые и ввели понятия «медиа» — существует краткий афоризм Маклюэна: Media is the message, что можно перевести как «медиа — это само сообщение» или «носитель информации (посредник) и есть сообщение». Исторически под медиа подразумевалась любая коммуникация, а под массмедиа — то, что относится к массовой коммуникации. Например, папирус с записью древнеегипетского торговца в счетную книгу «продал 10 рыб, купил мешок муки» будет считаться медиа (сообщением), направленным узкому кругу лиц, — себе и помощникам в лавке. А каменные таблички с законами Хаммурапи, выставленные на ознакомление всем жителям страны, — массмедиа. Если переводить это все на современный язык, то сообщение, отправленное другу, относилось к медиа, а сообщение, отправленное в школьный чат, — уже массмедиа.

Однако с распространением интернета эти понятия стали синонимами. Исторически самым древним письменным документом являются Тэртерийские надписи — глиняные таблички, найденные на территории современной Румынии и датируемые в районе 5500 года до нашей эры. Предположительно, их содержание носит хозяйственный характер, следовательно, они попадают под категорию «медиа». Во всех только обретающих письменность культурах сначала под запись отправляются данные для хозяйственно-экономических целей, и лишь потом — школьные, медицинские и юридические тексты. Наиболее
крупным и известным первым памятником массмедиа являются таблички Хаммурапи, так как они уже адресовались неограниченному кругу лиц.