Журналистика vs реклама: две стороны одной медали

девушка с большим карандашом

Основной источник дохода СМИ — это реклама. И если модульная реклама очевидна, то PR-статьи отличить от журналистских материалов бывает непросто.

Анна Коротченкова

Журналистика за годы своего развития прошла много этапов изменений, которые привели во многом к объединению со сферой PR до такой степени, что порой, читая материал невооруженным глазом сложно определить какого характера перед нами информация. Безусловно, рекламная функция является одной из многих в журналистике.

У журналистики и рекламы много общего: методы создания, способы воздействия на общественные массы, способы распространения, жанры и темы публикаций.

Считается, что многие из романтичной, но низкооплачиваемой профессии журналиста уходят в рекламную сферу, где денег крутится больше, а срочностью и опасностью пахнет меньше. Ещё бытует мнение, что профессия журналиста более творческая, но это совершенно не так. Хороший рекламщик отличается необычным взглядом на простые вещи и может сделать так, что аудитория прочитав статью, не увидит и намёка на рекламу и уже проникнется доверием к тому, о чем идёт речь. Проще говоря, ответственные и талантливые специалисты, как и их противоположности, встречаются в любой сфере.

Среди ещё одного совпадения этих областей — новость. Если в журналистике это очевидно, и в основе практически любого жанра лежит новостная информация. Ведь не только новостные заметки несут некие известия аудитории. Любой читатель, зритель или слушатель обращается к СМИ, чтобы узнать что-то новое: интервью со спикером, репортаж и даже авторская колонка несёт в себе какую-либо новую вводную по конкретному вопросу. На этом отчасти строится и рекламный материал, чтобы заинтересовать целевую аудиторию.

Истинную журналистику и рекламу различает цель распространения информации. Во многих источниках пишут, что она едина — убеждение аудитории в чем-либо, но тут то как раз и кроется важный момент. Цель журналистики преподнести информацию непредвзято, осветить событие максимально объективно. В то время как задача рекламщика донести какую-либо информацию под определённым углом, чтобы рекламный объект заинтересовал аудиторию, и даже если изначально адресат рекламного сообщения был настроен скептически.

Различают и сферы деятельности, для журналистики характерна социально-политическая информация, а для рекламы утилитарно-деловая.

Некоторые профессионалы считают, что рекламщику работать сложнее: ему важно придумать уникальный слоган, знать как за минутный ролик завоевать внимание зрителей и организовать целую рекламную компанию. Конечно, это спорный вопрос и журналист любой области будет считать свою работу более сложной и более интересной.

И наконец, ещё один важный момент, который часто играет роль при выборе направления для журналиста — известность. Репортёр даже дойдя до среднего уровня, как правило, становится узнаваемым. Коммерческий журналист, как правило, может стать известным в узких кругах при достижении достаточного высокого уровня своей деятельности.