«Сарафанное радио», как канал коммуникации

Больше всего информации мы получаем из живого общения

Анна Коротченкова

Как распространить коммерческую информацию или создать долгоиграющий информационный повод? Ответ кроется буквально на поверхности. Самый простой и старый метод – сарафанное радио.

Как ни странно, но у этого словосочетания есть совершенно официальное обозначение. А именно под сарафанным радио принято понимать некоммерческую форму маркетинговой коммуникации, где для достижения конечного потребителя из числа целевой аудитории, сообщение от автора поступает через посредников-добровольцев, которые порой, сами того не осознавая, играют роль передатчика информации.

Многие думают, что это исконно русское выражение, но подобный термин есть и за рубежом. Например, в англоязычных странах это звучит, как word-of-mouth communications, то есть практически из уст в уста, если переводить художественно.

Но, поскольку, эта тактика «народная» и не всегда поддается четкому регулированию инициаторов, то требуется глубокое изучение потребностей и интересов целевых аудиторий. Это помогает выбрать нужный канал передачи информации и форму, куда она будет «завернута». Посыл должен быть такого характера и содержания, что все участники цепочки коммуникации должны сами захотеть передавать ее дальше. Соответственно, информация должна быть полезной, ранее не находившейся на поверхности («бомбовой»), вызывающей желание обсудить с кем-то. Поэтому, чтобы передать что-то не слишком важное, коммерческие журналисты и маркетологи ищут информационный повод, куда можно «вшить» нужное им рекламное сообщение. Так же происходит и инфоганда (пропаганда через информацию), когда некое мнение подают в качестве информации, которая формирует нужное инициатору мнение у целевой аудитории. При этом один из важных принципов: информация распространяется добровольно и на некоммерческой основе.

У такого способа передачи информации есть и свои принципы:

— автор исходного информационного сообщения не очевиден для аудитории и передатчиков сообщений в цепочке;
— сообщение отправляется и циркулирует в среде целевой аудитории;
— сугубо некоммерческая основа;
— коммерческое сообщение преподносится в качестве некоммерческого;
— информация изначально касается целевой аудитории и способна эмоционально на нее воздействовать;
— информация вызывает желание поделиться и донести до максимального количества людей;
— информация понятна, максимально прозрачна и не вызывает подозрений.

Информация может обладать следующими признаками: главный персонаж, значимость события, однозначность трактовки, актуальность, наличие «хайпа», срочность, эмоциональность.

Но, поскольку, метод «сарафанного радио» сложно контролировать, а в процессе передачи сообщение может обрасти новыми выдуманными или искаженными подробностями, такая тактика подойдет не во всех случаях. Если инициатор точно знает, что негативная оценка серьезно навредит планам и продукту, стоит подобрать другую стратегию.