«Слово живое и мертвое» или книга, которую я советую

Алимпьева Ангелина

Умение писать текст – основной навык, которым должен владеть человек – будущий журналист. Все строится на Слове, «Глаголом жечь сердца людей» — как писал великий А. С. Пушкин. На пути к действительно хорошему тексту мы можем столкнуться с рядом «сорняков», которые будут все портить.

Именно о них рассказывает читателю Нора Галь в своей книге «Слово живое и мертвое». Различные клише, и особенно канцеляризмы – значительно портят и уводят внимание читателя. В своей книге автор настойчиво убеждает нас, что то, что кажется украшением текста, — часто его убийца. В этой книге вы узнаете достаточно, и, может быть, ужаснетесь. У меня после прочтения произошел мощный инсайд — я поняла, что сильно нагружаю предложения, и вообще стала тщательнее и внимательнее относится к тому, что пишу.

После официально-делового стиля, часто употребляемого у юристов, действительно сложно перестроиться на простые предложения. Золотое и беспроигрышное правило – «Пиши так, как общаешься по жизни» действительно работает. Но тут важна практика. Я до сих пор замечаю, как машинально усложняю свои мысли, пытаясь присвоить им «нотку художественности». А потом вспоминаю, что неуместно, и вообще смысловой нагрузки не несет, а только перегружает.

Канцеляризмы – стали проблемой целых поколений. Мы черпаем теорию из книг, газет, Интернета, наблюдая за тем, как люди пишут и оформляют свои мысли. А позже на практике повторяем чужие ошибки. Иногда, это проблема «плохих переводов», а иногда уже приобретенное, и активно используется нашими соотечественниками. Суть всей книги можно раскрыть в одной фразе «Сохранность Родного языка, и уважение всей его многогранности – главная задача нынешнего и будущего поколений». Нора Галь на примерах из разных статей, художественных книг, и прочего наглядно показывает, что хорошо, а что плохо. И это отлично, и действительно работает. Поэтому, если вы хотите узнать о текстах больше и понять в чем ваша возможная проблема и недоработка – очень советую к прочтению именно эту книгу.