Средства массовых коммуникаций: функции и отличия от СМИ

группы людей

Современные СМИ являются средствами массовой коммуникации (СМК), но не все СМК являются СМИ.

Анна Коротченкова

Феномен журналистики изучают со дня ее зарождения. Понятие этого термина происходит от французского слова journal – дневник и латинскому jour – день. Отчасти поэтому журналистику изначально ассоциируют с новостями, а как следствие с прессой и журналами. С молниеносным развитием интернета, СМИ превратились еще и в источник массовых коммуникаций, то есть циркуляция информации стала многосторонней и передатчик сообщения может получить обратную связь.

Не все профессионалы могут с ходу ответить на вопрос о различии средств массовой информации и средств массовой коммуникации. При том, что в данной ситуации можно сказать, что СМИ и СМК понятия одной плоскости, поскольку первое является частью второй структуры. Проще говоря, СМК подразумевает обмен информацией, а не только ее распространение.

СМК помимо СМИ включают в себя еще много социальных каналов: школы, университеты, неформальное общение компании, рабочий коллектив и тому подобные примеры.

СМК не обязательно должны иметь определенную структуру и организацию, чтобы осуществлять свою функцию. В то время, как СМИ – это организация, например редакция, или блог, приравненный к СМИ по закону.

Пресса, радио, телевидение распространяют информацию о событиях, а средства массовых коммуникаций распространяют знания, любую информацию, и без определенного повода и привязки к чему-либо. Также отличает СМК и отсутствие периодичности распространения сведений. Например, слухи могут распространять не организованно и без участия деятельности профессионалов. В России средства массовой коммуникации — это больше про рекламу и связи с общественностью.

Массовая коммуникация отличается от групповой количественным аспектом, что порождает потребность к изысканию новых и качественных каналов передачи информации. Они измеряются количеством тиражей, дальностью и способами передачи информации.

На функционирование СМК влияют: социальная значимость передаваемой информации, аудитория, техническое обеспечение для передачи информации.

СМК характеризуют определённые признаки:

  • Общение крупных соцгрупп;
  • Обеспечение средствами, которые обеспечивают коммуникации, вариативность этих средств и возможность выбора;
  • Публичность, актуальность;
  • Стихийность, зачастую анонимность, массовость, иногда разрозненность.

Американский политолог Гарольд Лассвелл выделяет функции массовой коммуникации:

  • Регулирующая — воздействие на познавательную функцию аудитории с помощью обратной связи;
  • Информационная — обозрение происходящего вокруг;
  • Культурологическая — преемственность культурного наследия;
  • Развлекательная.

Средства массовой коммуникации — это и каналы, которые распространяют информацию на расстоянии массово. К их техническим средствам относят: СМИ, средства массового воздействия, которые носят развлекательно-познавательный характер (театры, кинематограф, перформансы), техническая аппаратура (телефон, почта, компьютер).