Социальные и рыночные журналисты: как видит представителей СМИ общество

Иногда журналисту приходится выбирать между благом финансовым и социальным

Анна Коротченкова

Люди любят журналистов и ненавидят. Пожалуй, это одна из самых неоднозначных профессий во всем мире. При этом, согласно одному из социологических опросов, профессия журналиста и журналистское образование считают очень престижными.

В массовом сознании образ журналиста часто вызывает негативные ассоциации. Иногда их сравнивают с не очень эффективными политиками и чиновниками. Однако политиков могут ругать за некачественную работу, а журналистам порой достаётся за то, что они публикуют неугодную аудитории информацию, даже если она проверенная и максимально объективная. Многие новости пишут по официальным публикациям госструктур.  К примеру, журналист публикует информацию о том, что власти прогнозируют рост заработной платы в два раза. Автор новости должен безоценочно и четко изложить суть документа в информационном сообщении. Однако читатели, не разделяя оптимистичные прогнозы, приравнивают корреспондента к тем, кто это изначально пообещал и вызывает на себя бурю читательского негодования.

Зачастую журналиста оценивают по смелости бросить вызов власти, провести эффективное разоблачающее расследование. Но не просто за хорошее выполнение своей работы, а за то, что кажется таковым субъективно аудитории. Так или иначе журналисты часто оказывается между двух огней — общества и власти. Результат их труда может не устраивать то одну, то другую сторону.

Но и этим сторонам бывает достается от представителей прессы. В неумелых руках сила журналистики и распространяемой информации негативно воздействует на сознание и настрой социума, провоцирует конфликты. Ещё Наполеон говорил, что боится трёх газет больше, чем трёх штыков.

Как и в любой сфере всегда будут существовать работники, которые готовы на все ради денег, и те, кто трудится до седьмого пота ради долга службы. В профессии журналиста работников часто подразделяют на рыночных и социальных. Первые относятся к написанию материала, как к товару. Они готовы подстроиться под потребителя информации и работать в таком ключе, чтобы угодить большинству. В этой плоскости находится и так называемая желтая пресса, и те издания, которые не стремятся писать на социально значимые темы, публикуют только то, что соберёт много просмотров. В условиях коммерциализации масс медиа так или иначе таковыми приходится быть чуть ли не всем репортёрам. Но у всего есть свои пределы, и не стоит забывать о социальном долге журналиста. Важно найти баланс между желанием заработать как можно больше и сделать как можно больше в качестве действительно хорошего журналиста.

Мнение общества о журналистике и ее представителях изменить сложно, но это вполне возможно. Важно воспитывать в себе внимательность, сострадательность, умение и готовность взять на себя ответственность за материал и последствия его опубликования.