Как писать журналистские истории?

Рассказывание историй было популярно во все времена. Всегда были сказки, былины и прочие повести-пьесы-рассказы. Журналисты тоже за любой «кипиш», если он идет на пользу делу. Рассказывание историй в журналистике называется сторителлинг.

Кратко повторим базу: в журналистике истории должны быть настоящими, невымышленными. И в них должно быть всё написано в духе книг-фильмов-рассказов, то есть должна быть завязка, кульминация и развязка. Всегда есть герой и есть какой-то антагонист (противник героя — реальный человек или жизненные обстоятельства, стихия и т.д.)

А еще помните в фильмах любят нагнетать обстановку всё сильнее и сильнее — человек заблудился в лесу, а потом потерял компас, затем сломал ногу, а позже увидел что вокруг много волков 🙂 Тоже можно использовать.

И перейдем к некоторым моментам, которые мы напоминаем нашим ученикам. Нужен заголовок и лид (правильно написанный первый абзац). Также для историй нужно больше текста, они в этом плане приближаются к лонгридам (лонгрид — «длинное чтение», большой мультимедийный материал, в котором для раскрытия темы используется много информации, фотографий, видео и т.д.). Разбиваем текст подзаголовками на части примерно по смыслу. Например, в истории про домашнее насилие «Жила-была Катя», «Принц-абьюзер» и т.д.

Желательно указывать настоящие имя-фамилию, но иногда можно обойтись и без этого. Например, если журналист пишет о спортсменке, добившейся успеха; о спасенных людях; об истории добычи нефти в регионе и т.д., то нет смысла скрывать имена. А если темы более деликатные (сексуальное насилие, признание героя материала в каких-то преступлениях и т.д. ), то можно заменить на другое имя и не показывать героя на фото.

Кстати, о фотографиях, они нужны. Предположим, если журналист пишет об истории сельской девушки, пострадавшей от рук домашнего тирана, то на фотографиях могут быть 1. дом, в котором она жила 2. фотография из семейного архива 3. фотография поселка, из которого она родом 4. фотография бабушки-соседки, цитата которой использована в тексте и т.д. Кроме текста и фотографий на сайтах можно использовать видео и аудио. Даже коротенькое видео или несколько аудиореплик какого-нибудь персонажа уже оживят историю.

Сергей Барановский