Тонкие намеки: как предупредить читателя о предстоящем «Вау»

Читатель ждет не только кульминации сюжета, но интересных зацепок в тексте.

Анна Коротченкова

Иногда чувство предвосхищения каким-либо событием гораздо больше запоминаются читателям, нежели грубые намеки на поворот сюжета и даже сами события. В своей книге «50 приемов письма» Рой Питер Кларк затрагивает тему предвосхищения и описания ключевых событий в тексте материала.

Такие подсказки обычно появляются еще задолго до кульминации сюжета. Это своего рода намеки на то, что ждет читателя впереди. Примечательно, что подобные приемы используются и в фильмах, и в телепередачах. Такие способы можно применить в продуктах любой творческой деятельности. Однако в фильмах и книгах иногда намеки настолько тонкие, что может понадобиться несколько прочтений или просмотров. Зато такая практика может пригодится будущим авторам развить «нюх» на удобные случаи для употребления приемов предвосхищения. Это верх мастерства вставлять в текст намеки тогда, когда они наиболее уместны.

Еще один важный прием Рой Питер Кларк также описывает в своей книге. Речь идет об использовании сигналов остановки. К ним относятся сильные слова, которые в зависимости от ситуации, нужно ставить в начале или в конце предложения. Помогают в этом и знаки препинания. Точка притормаживает читателя и обращает внимание на слово, которое первым за ней следует. Запятую в предложениях называют «лежачим полицейским», она читателю, как автомобилю, не позволяет разбежаться. Пунктуация позволяет замедлиться и уделить больше внимания конкретной части предложения.

Также правило использования античной риторической фигуры, когда автор ставит ударное слово в конец предложения, актуально по сей день. Ударное слово – это сильный элемент.

Что касается сильных и слабых элементов. Слабые — лучше ставить в середину. Например, в новости о том, что в школе произошел крупный пожар, нужно перечислить и описать родителей, которые прибыли на место происшествия за своими детьми. Лучше написать так: «На место трагедии стекались родители, кто, в чем был, когда их застала эта новость: в деловых костюмах, в пальто нараспашку, в домашней одежде».

Первое и последнее словосочетание в перечислениях наиболее ярко выражают эмоции трагедии. Во-первых, донося мысль, что перед трагедией все равны – и топ-менеджеры в деловых костюмах, и домохозяйки. Во-вторых, показывает молниеносность и неожиданность беды, которая застала родителей кого где, но всех врасплох.

Еще один неплохой совет, который приводит автор в вышеуказанной книге: «Начинайте с хороших цитат». Заканчивать тоже можно и нужно хорошей цитатой. Соответственно не во всех случаях, а только, если действительно есть хорошая фраза. Это тоже старый и известный литературный прием, который использовали и в пьесах, и в прозе.