Фабрика контента: как аудитория взаимодействует со СМИ

Взаимодействие читателя со СМИ начинается с выбора издания.

На протяжении нескольких веков профессионалы средств массовой информации и коммуникации изучают способы взаимодействия СМИ с аудиторией, а также каналы передачи информации. Так или иначе не только медиа влияют на сознание общественности, но и сама аудитория задаёт тренды.

Говоря о подготовке материала для СМИ, наиболее явно рассматриваются субъект — автор, и объект — непосредственно произведение. При этом адресат — читатель остаётся как бы за кулисами.

Обмен информацией — важнейший механизм взаимодействия внутри общества. Интересно, что средства массовой информации дают такую возможность своей аудитории. Такое взаимодействие находит выражение в нескольких способах.

Первое и не самое очевидное — выбор человеком конкретного издания уже является участием в работе СМИ. При этом в этом момент аудитория остаётся только лишь объектом воздействия. Но если читатель или зритель проявляет активность, обращается в СМИ, высказывая своё мнение или предоставляя некие сведения, то тут уже можно говорить о взаимодействии второго уровня. Здесь представитель общества уже не пассивный потребитель информации, он заинтересован в решении поставленных задач на своём социальном уровне. Сюда же относится обсуждение проблематики в комментариях или на площадке форумов СМИ.

Ещё один способ участия в работе средств массовой информации — владение каналом медиа или работа непосредственно в редакции. Здесь наиболее выражена активность и влияние, а также и степень ответственности в создаваемом контенте.

Среди способов участия в коммуникации в основном выделяют информационный и организационно-управляющий.

Первый способ характеризуется массовостью, сюда относятся: выбор издания аудиторией, пассивное потребление, представление персонажа сюжета в качестве первого лица или косвенно, освещение мнения общественности, производство материала совместно с аудиторией и на основе ее потребностей.

К организационно-управляющей деятельности относятся: учредительная работа в СМИ, редакционная работа, стратегические решения на высоком уровне управления медиа.

Участие автора характеризуется активным действием в производстве контента. Например, обращение читателей или зрителей в редакции, которые в силах повлиять на будущую публикацию. Это также могут быть и отклики аудитории на уже вышедшие публикации. В работе многих серьёзных изданий часто бывают ситуации, когда уже именно после выхода материала находятся новые свидетели, важные спикеры, выясняются детали обстоятельств. Нередки и случаи, когда такое взаимодействие помогает силовым органам в раскрытии преступлений.

Большинство СМИ размешают варианты форм обратной связи для аудитории, а также создают специальные программы или разделы, где люди могут высказать своё мнение. Нередко выпускают специальные материалы с подборкой писем в редакцию или комментариев к публикациям.

С доступностью интернет пространства становится все менее возможным создать информационный вакуум. Ведь любой небезразличный к общественным проблемам гражданин может высказать своё мнение и даже подвергнуть критике то или иное издание.