Фейк или правда: учимся находить отличия

Если почитать статьи с советами для начинающих журналистов, то едва ли не в каждом тексте можно увидеть пункт о том, что вводить читателей в заблуждение запрещено. То же самое касается и сферы копирайтинга, где честность и правдивость в тексте очень ценятся. Особенно в эпоху активного развития интернета и соцсетей, где миллионы различных материалов распространяются с невероятной скоростью. Конечно, среди них есть, как и правдивые источники, так и фейки. Понятие «фейк», которое в переводе с английского означает «подделка», подразумевает под собой фальсифицированную информацию о чем-либо.

На самом деле, отличить ложь и достоверные данные довольно просто. Есть ряд пунктов, следуя которым, можно определить настоящую и фейковую новость.

В первую очередь, обращайте внимание на источник. Любой качественный материал имеет своего автора, будь то статья, пост в соцсети, видео или фото. Если автор не указан, а вместо него в тексте ссылаются на мнение каких-то ученых без конкретных имен, скорее всего, перед вами фейк. В любом случае, эту информацию вы можете перепроверить в интернете для полной уверенности.

Посмотрите на уровень грамотности текста. Если он пестрит орфографическими, пунктуационными и лексическими ошибками, а также плохо оформлен, проходите мимо этого материала. Грамотность профессиональных журналистов оттачивается годами и к проверке текста они всегда подходят очень ответственно. Поэтому текст с бесчисленными ошибками и качество – несовместимые понятия.

Избыток эмоций в тексте – еще один маркер фейка. Ярким примером являются «желтые» заголовки, которые обычно занимают большую часть экрана и буквально заставляют пользователя кликнуть по ссылке. Такой подход ни имеет ничего общего с профессиональной журналистикой. Для малоизвестных сайтов это всего лишь способ повысить количество просмотров и посещений.

Всегда сверяйте информацию. К счастью, в сети для этого есть все возможности. Если вы сомневаетесь в какой-то новости, посмотрите, что пишут об этом в других источниках и пишут ли вообще. У вас должно быть минимум три разных источника, к которым вы можете обратиться. Не поленитесь найти их, ведь от этого зависит ваша репутация.

Елизавета Скалеба