Формула хорошего сторителлинга

Написание истории похоже на создание сценария к фильму

Анна Коротченкова

Умение рассказывать хорошие истории пригодится в любых видах творческой деятельности. Такой формат используют и в журналистике, и в коммерческой сфере.  Годная история состоит из нескольких параметров. Так с чего же начать?

Идеи. Они нужны и перед тем, как приступить к написанию, и во время самого процесса. Будет вообще отлично, если перед тем, как приступить к работе, включить режим свободного полёта и набросать все мысли, что приходят в голову, без привязки к конкретной идее. Эти заготовки помогут во время создания истории дополнить ее интересными моментами.

Героя выбрать тоже нужно до начала работы над историей. Пропишите каким он будет, от внешности до мельчайших черт характера. Держа в голове конкретного персонажа получится куда лучше описать действия в истории. Герой должен быть максимально, что называется «из народа», лучше, если он не будет идеальным, это позволит аудитории больше найти схожих с ним черт, сопоставить с собой, пережить все происходящее вместе с ним.

Связь с реальностью. История не должна быть за гранью фантастики. Читатель должен суметь спроецировать происходящее на свою реальную жизнь, только так история сможет зацепить и проникнуть глубоко в сознание читателя или зрителя. При этом в сюжете должен быть мотив преодоления препятствий, мотивировать аудиторию справляться с трудностями, даже если в истории не предусмотрен хэппи-энд. Хотя в большинстве своём он все же предусмотрен. Если история удалась, аудитория, как после просмотра хорошего фильма, будет ещё долго ощущать послевкусие.

Скелет истории также лучше продумать заранее, чтобы полёт авторской фантазии следовал заранее продуманной траектории. Это поможет избежать сумбура и будет вести читателя с начала и до конца.

Плавность — важная составляющая хорошей истории. Один элемент сюжета должен логично вытекать из предыдущего. У аудитории не должно возникать лишних вопросов во время прочтения. Если сюжетная линия будет обрываться, читатель быстро потеряет интерес и не дочитает до конца. А именно этот параметр часто берут за основу анализа эффективности публикации.

Важно и эмоциональное восприятие аудитории, а на это влияет стиль написания и рассказа. Если речь идёт об устном изложении, например в качестве видео контента, то тут сыграет роль интонация, умение выдержать паузу. А ещё важно держать ритм. Он не должен сильно меняться за время рассказа истории. Стиля изложения это тоже касается. Рассказывать нужно так, как будто автор и сам присутствовал во время происходящего. Иногда рассказчик и герой в истории могут выступать в качестве одного лица.

Что касается происхождения сторителлинга, то принято считать, что пришло это понятие из Голливуда, из мира кино. Как и у профессиональных фильмов, в сторителлинге действуют вышеперечисленные составляющие. Овладеть этими канонами под силу каждому, собственно, как и искусством сторителлинга. Как и голливудским сценаристам следует мыслить эпизодами сценария истории. Поэтому будущему автору следует подпитаться хорошими фильмами, перенять их стиль и вкус.