Фотожурналистика послевоенного времени

То, как складывалась работа фотожурналистов в условиях войны многим известно. Кроме того, это и очевидно. Но далеко не всем известно, что происходило в фотожурналистике в послевоенную эпоху, когда жизнь набирала обороты и приходилось не только подстраиваться под новые реалии, но и показывать, как живет страна.

После войны отечественные фотографы начали искать типичное в образе жизни советского народа, их труде, быте, взаимоотношениях. Фотографам важно было отмечать что-то новое и демонстрировать это визуально.

Для представителей старшего поколения фоторепортеров перестройка взглядов на то, какой должна быть репортажно-жанровая съемка, оказалось достаточно сложной.

Многие фотографы начали менять специфику своих взглядов, тенденций в съемке. К примеру, Макс Альперт (один из родоначальников советской серийной репортажной фотографии, автор известно снимка военного времени «Комбат») был известен еще до Великой Отечественной Войны. Социальные репортажи он делал еще в 20-30-х годах. Но после войны он сумел подстроиться под новые реалии. Он успешно снимал то, как проходит индустриальное строительство. Например, у него была серия снимков о строительстве в Сибири Братской гидроэлектростанции. А фотография «Строительство канала в Таджикистане» была представлена на многочисленных экспозициях. Еще один известный фотоочерк Макса Альперта – деятельность хирурга Николая Амосова. Портрет его души и характера полностью раскрылся в снимках.

Здесь будет уместно упомянуть о возникновении такого жанра – фотоочерк. Он появился тогда же, когда возник очерк и в публицистике. Он с тех пор считался наиболее емким, многогранным, разноплановым жанром, который подходил для решения многих задач в журналистике.

В этом жанре успешно трудился московский журналист и фотограф Анатолий Гаранин. Он от данности, где довлели фиксация некого факта и внешние прикрасы, старался облачить снимки в психологический контекст. Повествование о людях в его работе носило более широкий размах и более глубокий смысл. А снимки демонстрировали интеллектуальные и общественные интересы людей. Например, фотоочерк 1972-го года в издании «Советский Союз» был опубликован необычным способом. Фотограф задал вопросы спикеру на различные темы, а ответы «записал» в виде фотоснимков, где ему удалось зафиксировать эмоции героя и его реакцию на вопросы, а следовательно и реальное отношение к вопросам и фактам. Очевидно, что снимки зачастую могут рассказать больше, чем слова.

«Что вижу, то и пою» — выражение, которое отчасти передает тенденции фоторепортажей той эпохи. Ведь важно было заметить и передать новый значимый этап в жизни людей, которые воскрешали города после войны. Именно в деталях снимков можно было разглядеть и понять, каких усилий это стоило советскому народу. Также в пуле интересов советских фотожурналистов были темы космоса, науки, комсомольских объектов строительства.

Мы приглашаем вас пройти обучение фотожурналистике на нашем курсе, все подробности по этой ссылке. На курсе разбираем самые важные темы и практикуемся. Кстати, практика — очень важная составляющая. Обязательно практикуйтесь, много и регулярно фотографируйте. Формируйте у себя привычку планировать свои будущие кадры, фотографировать, а затем оценивать их, делать выводы и планировать следующую съемку. Практика творит чудеса. Нам сложно представить человека, который регулярно фотографирует несколько лет, но у него плохие фотографии. Если вы просто прочитаете советы по фотосъемке, то вскоре забудете о них. Читайте, планируйте свои будущие фотографии и фотографируйте.