Функции и роли СМИ в обществе

У новостей, как и у СМИ в целом, свои функции

Анна Коротченкова

Роль средств массовой информации в обществе важна и очевидна, но только на первый взгляд. Теоретики массовых коммуникаций выделяли роли и функции СМИ в разные концепции. Для наилучшего понимания использования медиа продуктов аудиторией следует познакомиться с работами тех самых теоретиков.

Гарольд Лассуэл, американский политолог, описывает три функции средств массовой информации.

  1. СМИ наблюдают за внешней средой и передают информацию о происходящем общественным массам.
  2. СМИ помогают обществу понять внешнюю среду и ее структуру, тем самым позволяя составить максимально объектное представление об окружающем мире.
  3. СМИ способствуют передаче социальных норм новым поколениям потребителей информации. Поэтому часто говорят о влиянии иностранных медиа на сознание аудитории, имея ввиду навязывание чужих норм и ценностей.

Филипп Куинси Райт, американский политолог, известный своей новаторской работой в международном праве и международных отношениях, считает развлечение одной из функций масс медиа в обществе.

Существуют и теории других функций. Функция парасоциального взаимодействия была озвучена в 1956 году. Это явление, когда аудитории может казаться, что они лично знакомы с персонажами масс медиа только потому, что часто видят или слышат их. В 1959 году начали рассматривать ещё одну функцию СМИ, которая позволяет обществу уходить от реальности и забывать о бытовых проблемах. В работах 1963 года описывается и функция редукции тревоги, которая также способствует отрешению от мирских проблем и уход от напряжённости жизненных реалий.

Также средства массовой информации влияют на идеологические представления общества. Здесь имеют место такие понятия, как пропаганда, агитация, идеология.

Понятие идеология появилось в начале 19 века и имело негативную окраску. Термин образовался от греческих слов idea — мысль, logos — слово, учение. Им обозначали некие общественные взгляды, которые считали ложными или оторванными от реальности. Во времена после распада Советского Союза этот термин воспринимали с опаской, поскольку он ассоциировался с советскими идеологиями. При этом позже стало очевидно, что ни одно общество не может обойтись без той или иной системы взглядов.

Идеология сегодня является системой определённых воззрений, которая отражает оценку и взгляды, отношения в обществе и между людьми, отражает социальные проблемы и варианты их решения, взгляды общества с точки зрения определённой соцгруппы через призму системы их ценностей.

СМИ как раз способствуют формированию общественного мнения. Здесь можно столкнуться с пропагандой и агитацией.

В разные времена понятие пропаганда интерпретировалось по-разному. Что касается непосредственно массмедиа, здесь подразумевается распространение фундаментальных идей в обществе.

Тесно с этим термином связано понятие агитации. От латинского agitatio — приводить в движение. В журналистке агитация — распространение оперативной информации, которая активно формирует воззрение общественности с помощью призывов, морального стимула, примеров.

Во многих коммуникативных теориях эти термины имеют отрицательное значение, поскольку воздействует на сознание людей и препятствует формированию критического мышления.