Цели журналистики и журналистов

Журналисту, как и любому другому работнику любой другой сферы важно владеть не только практикой, но и теорией. Начать стоит с центральной категории науки о журналистике – «массовой информации» и ее функций.

Какова ее роль, задачи, цели относительно социума?

К функциональным задачам массовой информации можно отнести:

— ориентация общественности;
— управление сознанием и поведением общественности;
— формирование максимально объективной картины действительности;
— уточнение жизненной позиции социальных групп и индивидов.

Важно, что именно с помощью функций определяется роль каждого объекта, каждого человека, явления.

Функция в переводе с латинского языка означает: «обязанность», «назначение». Функции средств массовой информации характеризуются всеми ее задачами и способами их реализации. Это можно представить в виде цепочки-цикла: цель, средства и способ действия, функционирование и результат.

Целью можно назвать образ желаемого результата, который можно получить с помощью адекватных и рабочих средств, которые подразумевают эффективное функционирование.

Одна из важнейших функций СМИ на рынке – экономическая. Любое предприятие на рынке по сути реализует эту функцию так или иначе.

Когда человек приходит в профессию журналиста, у него может быть много целей, но все же выделяются основные и побочные. Например: он может хотеть вложить средства, открыть свое издание и получить прибыль, стать влиятельным и авторитетным человеком, получить доступ к некой власти, реализовать детскую мечту, помочь решать социальные проблемы обществу, помогать людям, быть полезным социуму.

Но второстепенные цели будут играть роль и иметь смысл только в случае, если удастся достичь или максимально приблизиться к основным.

При этом нужно понимать, что у средств массовой информации есть цели экономические, как у коммерческой организации, а есть информационные, как у источника информации.

Но основное ядро журналистики – есть реализация информационного обслуживания общества, если она не будет достигать этой цели – никакая другая не будет реализовываться. Это и будет первостепенная цель журналистики. Профессионалы СМИ выделяют два краеугольных вопроса деятельности журналистов: «кому?» и «зачем?».

Если говорить о роли журналистики в контексте человеческой деятельности, то роли СМИ очень разнообразны. Например: формирование системы ценностей, личностная социализация, культурное просвещение, воспитание, понимание здоровой социальной атмосферы. Сложно недооценить роль журналистики в управлении и влиянии на различные процессы в социуме.

Помимо этого журналистика обладает функциями развлечения.

Анна Коротченкова