Журналистика данных должна быть понятной

Журналистика данных или data-журналистика — тема, поначалу пугающая журналистов. В ходе обучения мы применяем принцип «от простого к сложному». Сначала учим писать новостные заметки и объясняем отличие одних жанров от других, а затем постепенно погружаемся в пучину мультимедийной журналистики и особенностей работы современной редакции.

Внутри каждой отдельной темы принцип тот же самый. В самом начале стоит задача «не напугать», объяснить просто, доходчиво, подогреть интерес, а затем постепенно осваиваем все нюансы даже самой сложной темы. Журналистика данных — не исключение. Это просто подготовка материала на основе каких-либо данных. Например, у вас есть информация о количестве построенных в этом году детских садов и количестве детей, которые не имеют возможность посещать дошкольное заведение. Всё, оперируя этой информацией, уже можно подготовить материал и это уже в какой-то степени будет журналистика данных.

Конечно, затем будет не всё так просто. Нужно искать источники информации, использовать открытые базы данных, разбираться в большом объеме чисел, а затем доходчиво объяснять своим читателям что вообще происходит, используя при этом не только текст, но и инфографику. Бывает и так, что тема выбрана интересная, а сопровождается она устрашающими графиками, в которые читатель даже всматриваться не будет. Люди не любят большие таблицы со множеством цифр. Поэтому журналист должен либо сам что-то придумать (например, сократить таблицу, включив только самые важные цифры). Или отдать это дело в руки редакции СМИ, где есть верстальщики и программисты, а они уже представят таблицу в виде какого-либо симпатичного визуального графика.

Дайте прочитать ваш материал друзьям/коллегам/родственникам. Если вашему сыну-подростку или коллеге предпенсионного возраста непонятно о чем идет речь и что означают ваши «выкладки», то это верный знак того, что надо написать проще, интереснее и понятнее.  Хорошо бы сначала читателям дать цифры, а потом буквально на пальцах объяснить, дать пример. Придуманные примеры, не основанные на реальной статистике: «из пяти родившихся мальчиков до 65 лет доживут только двое» или «если в вашем классе было 12 мальчиков и 12 девочек, то на 50-летие окончания школы собраться смогут 10 повзрослевших девочек и только 5 возмужавших мальчиков, остальных уже не будет в живых» и т.д.