Современная журналистика, фейки, пропаганда

Закройте глаза и попробуйте представить лишь на миг, что газеты и журналы исчезли с прилавков, радио и телевидение перестали транслировать, а интернет больше не ловит. Ну как, получилось? Думаю, нет. Сегодня человек не может представить и дня без того, чтобы с утра за чашкой чая не пролистать ленту новостей в интернете, в длинной пробке не послушать радио, а, придя домой, не посмотреть телевизор. Неужели СМИ действительно так сильно влияет на ритм жизни нынешнего общества?

В этих условиях очень важно не поддаваться на уловки всевозможных мошенников, распространяющих фейки. Поэтому нужно быть медиаграмотным человеком, уметь проводить хотя бы элементарный фактчекинг (проверку фактов). Задуматься кто прислал вам информацию, пишут ли об этом СМИ и кому может быть выгодно говорить неправду — это минимум, который должен делать каждый современный человек. Про журналистов и не говорим, они должны ежедневно перепроверять всю информацию, которая проходит через них.

Современный журналист, находясь в центре непрерывного круговорота событий в мире, должен рассмотреть со всех сторон информацию, попробовать «на зуб», отфильтровать и потом в готовом виде преподнести на суд читателю/зрителю. И именно от навыков журналиста напрямую зависит, как сформируется общественное сознание в ответ на ту или иную информацию.

Отдельный разговор о пропаганде, которая сейчас усилилась в ряде стран. Пропаганда «косит» под настоящую журналистику, но не имеет к ней никакого отношения. Задача журналиста — рассказать правду о происходящих событиях, задача пропагандиста — преподнести события в определенном свете, под выгодным углом, оказать влияние на читателя и зрителя. Противостоять пропаганде и потреблять качественную информацию поможет критическое мышление. Нужно сомневаться в подаваемой информации, перепроверять, искать другие источники.

Прослеживается условное разделение журналистов на «хороших» и «не очень». «Хороший» журналист, как добросовестный и честный человек, пытается донести до людей истину вещей, показывает положительные и отрицательные стороны событий, давая возможность каждому человеку самому решать, какую сторону принимать. Однако, есть и «не очень» журналисты, которые в погоне за легкой наживой и взрывной сенсацией, теряют всякую совесть и человечность.

О фейках, распространяемых в соцсетях и мессенджерах отдельный разговор. Нам внушают, что в привезенных бананах содержится вирус СПИДа, и. вообще, на «красивую» дату «мы все умрем». И какая-нибудь мнительная старушка, держащая руку на пульсе событий, в панике пишет завещание и глотает горстями валерьянку. Полный абсурд? К сожалению, на данный момент дела обстоят именно так.

И тем не менее, журналистика несет важную роль. Она никогда не бывает идеальной и никогда не бывает абсолютной свободы слова, но журналистика несет людям информацию, позволяет им принимать более правильные решения, помогает им в жизни. И радует, что современная журналистика с помощью «умных» технологий дает возможность каждому мемберу общества быть постоянно осведомленным в курсе последних новостей.

Айгерим Жуматаева, Елена Леонова