Задачи журналистики

Такие тексты, как этот, мы в первую очередь пишем для абитуриентов и студентов журфаков, которым могут попасться подобные вопросы. Это сухая теория, без которой порой не обойтись.

Основные задачи журналистики:

  • Сбор, обработка и донесение новостей и информации о событиях и происшествиях в обществе.
  • Освещение общественных и политических вопросов.
  • Критическое анализ и оценка действий государственных органов, бизнеса и других социальных групп.
  • Обеспечение доступности информации для общества.
  • Развитие демократической среды в обществе.

Затрудняюсь сказать кому принадлежит эта фраза, которую много лет назад я выписала в свой блокнот (еще во время учебы на журфаке): «Журналистика — это способ получения, обработки и донесения новостей и информации о событиях, способствующий развитию демократической среды и обеспечению общественной контрольной функции».

Если говорить проще и на более человеческом языке, то задачи журналистики — это её главные направления, на которых она специализируется, куда она «бьёт». Журналистика существует для людей, она должна служить людям, которые хотят получать информацию об окружающем их мире и о событиях. Для этой цели и трудятся журналисты. Надо признать, что в современной журналистике, в современном мире существует также такое понятие как «пропаганда». Эта нездоровая тема активно использует в своих целях СМИ. Пропаганда занимается в основном распространением информации о событиях, которая выгодна государству.

Елена Воротникова

Ранее наш ученик Александр Безьянов из Екатеринбурга прислал такой текст, озаглавив его «Как изменились задачи журналистики». Это субъективное мнение автора:

«Изначально журналистика несла ответственную миссию – служению народу. Материалы печатались в прессе и выходили в эфиры для аудитории с целью ее развития в различных областях, освещение важных событий и так далее. В общем, изменение жизни общества к лучшему путем предоставления важной информации. Со временем эта цель стала если не уходить на второй план, то постоянно соседствовать с другими задачами журналистов. И они далеко не всегда положительные.

Оценивать журналистику в целом мне пока не под силу, поэтому возьмусь судить лишь состояние в России, где я и живу. После тяжелых для прессы советских времен, журналисты в последние двадцать лет получили гораздо больше свободы. Теперь можно выполнять главное правило журналистики: «рассказывать о событии с двух сторон», а не только с выгодной для вышестоящих органов. В свет стало выходить огромное количество изданий, телеканалов, интернет-порталов. И теперь главной проблемой среди редакторов и их работников стало выживание в той конкурентной среде, которая с каждым днем пополняется талантливыми людьми, претендующих на внимание зрителей.

Различные издания теперь борются не с ложью, несправедливостью, социальными проблемами, а друг с другом. Их цель: сообщить о чем-то быстрее других, а не качественнее. Чтобы привлечь аудиторию, некоторые СМИ могут распространять заведомо ложную информацию, которая будет ярко и эффектно смотреться на их страницах. Я могу смело утверждать все вышесказанное, потому как за несколько лет работы в различных изданиях одного города видел это соревнование своих коллег, и, к сожалению, принимал в нем участие.

Но во всем есть и положительные стороны, и в этом вопросе тоже. Чтобы не оставаться в тени и не исчезать навсегда из памяти людей и прилавков газетных ларьков, многие печатные издания пробуют свои силы в интернете. Там они транслируют все те новости, которые, возможно, не будут опубликованы на бумаге. Но при этом в интернете они смогут получить обратную связь от читателей благодаря комментариям. Также в последнее время широко развивается мультимедийная журналистика, которая не только привлекает внимание огромного количества людей, но и доступно, а также наиболее полно интерактивным путем сообщает полезную информацию, интересующую различную аудиторию.

Будущее у журналистики, безусловно, есть. Я убежден, что и газеты, вопреки мнению журналиста Андрея Мирошниченко, к 2030 году не умрут. Однако заинтересованными в дальнейшем успехе должны быть сами работники СМИ, которые должны помнить важную цель своей профессии – помогать обществу. Люди сами пойдут за теми, кто будет сообщать правду многогранно, интересными способами. Ведь главное – это не страх в глазах конкурентов, а уважение и благодарность своего главного начальника — народа».