Ценности новостей = ценности журналиста?

Анна Коротченкова

У газет и онлайн СМИ разные способы борьбы за аудиторию, а у читателя разные способы получения информации. Тем не менее, они пересекаются в точке интересов. Статья должна заинтересовать читателя, а онлайн или печатная пресса сделать так, чтобы человек выбрал именно их. И, чтобы это произошло, журналист должен разбираться в ценности новостей.

На первых порах работы в СМИ корреспондент многое пропускает через себя. Есть ещё такой момент. Он считает, что интересно ему, то зацепит и аудиторию. Это далеко не так, за редким исключением. Есть «кликабельные» и цепляющие заголовки, но кроме этого, само содержание тоже должно быть интересным.

Если, к примеру, вы любите спорт и очень рады открытию нового фитнес центра, решаете про это написать, то будьте готовы, что новость не соберёт много просмотров.

Есть темы, которые интересуют большинство людей. К ним относятся: происшествия, громкие преступления в политической и экономической сферах, похищения, пропажа детей, эпидемии тяжелых болезней, катастрофы, ДТП, санкции против страны.

Если обобщить все эти темы, то можно сказать, что людей интересует то, что предупреждает об угрозе и может быть ассоциировано с с собой.

Темы должны быть актуальными. Например, в середине августа имеет смысл писать о подготовке к школе, поступлению в университеты. Стоит освещать не банальные вещи. Расскажите про самые дорогие факультеты в вашем городе или созвонитесь с деканатами, узнайте свежую статистику, какие факультеты пользуются наибольшей популярностью. Соберите информацию сколько реально стоит собрать школьника в первый класс, опросите родителей, составьте покупательскую корзину мамы первоклассника.
Много информации можно почерпнуть в государственных отчетах, например Росстат периодически публикует данные об уровне жизни населения. Вы можете на основе этой статистики написать как изменились зарплаты горожан, насколько выросли цены на продукты.

Следите за повесткой дня. Если вчера произошла авиакатастрофа, мусолить это событие долго не стоит, пока расследование не завершится, вы ещё можете рассказывать о новых подробностях. Ещё какое-то время читатели будут переживать о своей безопасности во время полетов. Можно рассказать о статистике падения самолетов в мире и России. Или рассказать о том, почему самолеты считаются самым безопасным транспортом.

Существуют случаи, когда репортёры действуют в обратном направлении — подгоняют новости под аппетиты аудитории. Доведённая до абсурда, но показывающая суть такой журналистики, идея была взята за основу книги английского сатирика Майкла Фрэйна. В своей книге «Жестяной человек», он описывает компьютер, который запрограммирован на ежедневное издание прессы, где новости создаются на основе опросов читателей. Жителей города спрашивали о чем они хотят узнать. Если нашли труп, должен ли он быть без одежды. Если убили человека, то должен ли это быть мужчина, или беременная женщина, а может целая семья? Если произошло крушение морского лайнера, то должно ли среди обломков выбросить на берег плюшевого медвежонка или детский ботинок.

Помимо актуальности новостей, они должны быть правдивыми и не раздутыми лишь ради включения эмоционального фактора у вашего читателя.