«Деловая колбаса», или Какие качества в почете у журналиста

деловые качества журналистаЕлена Гуляева

 Какими деловыми качествами должен обладать современный журналист? Идеальный вариант – это, конечно, наличие таланта. Но такие способности, как правило, развиты у признанных мастеров своего дела, за которыми «тянутся» их коллеги. Но сегодня речь пойдет о массовом сегменте, а не уникальных личностях в журналистике.

Разумеется, общество не должно требовать от каждого представителя прессы уникальных способностей, но оно вправе считать, что он должен быть квалифицированным работником, а не просто человеком с улицы. Образование, полученное в высшем учебном заведении, как раз формирует такого специалиста, а наличие диплома предполагает желание трудиться в редакции. Конечно, не все выпускники факультета журналистики  строят карьеру в данной сфере — профессия не только интересная, но и сложная, опасная, требующая постоянного самосовершенствования.

Рассмотрим две группы качеств, которые условно обозначим как «интеллект» и «умения». Первый вариант подразумевает, что специалист владеет научными основами дела, без труда ориентируется в профессиональных вопросах, терминах, понятиях, источниках пополнения имеющихся знаний. В этом смысле у него есть общее с другими представителями умственного труда, но есть и свои особенности. Журналист не может «вариться» лишь в одной теме, которая вызывает любопытство. Ему приходится постоянно переключаться с одного предмета публикации на другой, при этом демонстрируя достаточно глубокое понимание вопроса. Если провести аналогию с экспертом в конкретной области (к примеру, преподавателем высшей математики или слесарем), то корреспондент всегда остается дилетантом. Но уровень осведомленности представителя прессы  при этом должен быть не ниже, чем у так называемого «среднего» читателя. Нежелание углубиться в тему материала грозит подорвать веру в аргументы автора. Успешный газетчик должен быть «просвещенным дилетантом» — человеком, уважающим чужое понимание предмета и умеющим им грамотно пользоваться. При этом он обязан быть компетентным в особой сфере, закрытой для другого специалиста, — в вопросе социальной значимости происходящих событий отраслевого характера.

Делая вывод, можно утверждать, что представителю прессы следует обладать эрудицией в различных сферах жизни общества, не превращаясь в узкого специалиста, развивать в себе восприимчивость к новому, гибкость ума и готовность к неожиданным знаниям. Специалисты полагают, что в сознании профессионального журналиста центральное место принадлежит своеобразному типу мышления. Человек должен быть настроен на моментальное освоение потока свежей информации и ее увязывание с уже имеющимися данными. Кроме того, среди интеллектуальных качеств особое значение имеет цепкая память. Обозревателю часто приходится держать в голове образы, события и слова собеседника, которые он не успел зафиксировать на бумаге или при помощи диктофона. Многие факты он хранит в долговременной памяти, извлекая в подходящем случае нужные высказывания и сравнения. Также газетчику время от времени стоит напоминать о себе звонком или небольшой услугой тем людям, которые в дальнейшем могут служить источником информации.

Переходим ко второй группе качеств. Профессиональные умения – широкий набор приемов, методов, технических средств труда. Помимо владения литературным языком журналисту нужно освоить основы психологического, социологического, политического, экономического подхода к изучению действительности. Человек должен знать, с какой стороны подойти к диктофону, фотоаппарату, компьютеру и другим техническим достижениям, но все же они не избавят его от обязанности развивать собственную речь. Литературный язык – главный рабочий инструмент представителя прессы. Устами газетчика разговаривает целое общество, поэтому он несет ответственность за бережное отношение к родному языку. Во многих странах уже приняты законы, которые направлены на защиту национального языка. Читатель может выбросить печатное издание, если обозреватель будет злоупотреблять так называемыми словами-варягами. Аудитория не понимает значения прочитанных слов, теряет нить повествования, что вызывает негативные эмоции. К сожалению, многие журналисты заимствуют слова из лексикона безграмотных чиновников, звезд музыкальной эстрады, известных артистов. Ошибки иной раз оправдывают спешкой редакционного производства, но все же это слабый аргумент. Навыки не компенсируют отсутствие понимания предмета или желания мыслить, но и эрудиция, в свою очередь, ничего не стоит без умения использовать ее в производственном процессе. В данной профессии крайне важно найти золотую середину.