Мотивация для начинающих и основы журналистики

Мы считаем, что новички в журналистике, проходящие обучение на курсах журналистики — особенные люди. Почему мы так говорим? Потому что примерно из 15 тысяч человек подходящей аудитории (люди, подписанные на паблики, связанные с журналистикой), которым показывается наша реклама, оплачивает и проходит платный курс только один человек. 14999 просто интересуются, а один переходит к активному изучению и практике. Мы уверены, что такие активные и решительные могут сотрудничать со СМИ и иметь дополнительный доход от написания текстов или сделать журналистику своей основной работой.

Для мотивации приведем две абсолютно реальные истории.

Наш коллега после окончания вуза получил специальность «менеджер» и проработал в организации на этой должности 10 дней. Не понравилось. Тогда он стал писать статьи (вернее сказать, заметки и репортажи). Писал обо всем, посетит музыкальный фестиваль – напишет текст, побывает на курорте – опять статья. Что-то значительное произошло в стране — ему опять неймется, пишет и об этом. И рассылает в местные городские газеты (тогда еще новостных сайтов было мало). С первых своих материалов он стал публиковаться в одной из газет. Работал внештатно полгода, получал гонорары, потом его позвали работать в редакцию. После нескольких лет работы в СМИ он стал самоуверенным журналистом, публиковался в серьезных изданиях, потом работал замредактора городской газеты, прошел множество тренингов по журналистике. Что тут скажешь…. Молодец!

Второй пример – девушка прошла обучение в нашей школе журналистики «Медийный мир». Очень была серьезна настроена, задавала много вопросов, выполняла все задания, консультировалась и после прохождения курса. После этого устроилась на работу корпоративным блогером – пишет статьи и размещает их на социальных страницах крупной российской компании. Работой довольна, оплата хорошая. Мы очень за неё рады, уже есть толк от проводимой нами работы.

Как вы понимаете, эти примеры мы привели с простой целью – дать вам понять что «не боги обжигают горшки» в журналистике. Достаточно иметь любовь к этому делу и писать внятные тексты. Журналистское образование – это хорошо, но оно не обязательно. Осваивать журналистику в вузе можно посоветовать молодому человеку после школы, если он точно решил стать журналистом. Если же у вас уже есть образование или вы учитесь по другой специальности – необходимости поступления на журфак нет.

Для начала вам необходимо усвоить самые главные постулаты. Журналист рассказывает новости читателям газеты или зрителям на ТВ. Новость – это то, что произошло, при этом произошло недавно. Приведем примеры на уровне вашего города.

«Сегодня состоялся концерт на центральной площади», «Вчера ветераны встретились с мэром города», «В начале недели тренер по боксу в парке провел мастер-класс для мальчишек» — это новости.

«В 2015 году была задержана террористическая группировка», «Житель города увлекается подводным плаванием, у него в прошлые годы было много достижений, грамот и медалей», «У нас такие замечательные курсы для детей есть по фотографированию , там замечательный инструктор», «Пенсии маленькие, цены высокие» — это НЕ новости. Поймите, журналистика – это не сочинение на свободную тему, это пересказ людям новостей. Даже аналитическая журналистика опирается на события и новости.

А теперь превратим эти неновости в НОВОСТИ. «Оглашен приговор для террористов, задержанных в прошлом году», «Житель города, увлекающихся подводным плаванием, занял в июне второе место на соревнованиях в Аргентине», «Дети представили свои работы на фотовыставке», «Пенсии повысили на 0,5 процента» 🙂 . Теперь совсем другое дело, это новости, о которых можно писать.

Следующий шаг – чувствуйте масштаб новости и насколько подходит она читателям, насколько она им интересна. На тренингах по журналистике часто приводят такой пример. «У мальчика есть собака» — это не новость. «Собака укусила мальчика» — новость, но не значительная, об этом не стоит писать. «Мальчик укусил собаку» — это уже интересно, обязательно напишем. Мы не призываем вас к «желтой» журналистике и погоне за сенсациями, это просто иллюстрация того о чем мы с вами говорим.

Например, местное онлайн-издание читают 10 тысяч жителей вашего города. Многим ли из них интересно и полезно прочитать, например, о том, что у Валентины Семеновны нет денег на ремонт своего ветхого дома? Или о том, что прошла школьная линейка с прикольным творческим выступлением учащихся? Нет, это не интересно, это не полезно, это не опубликуют. А вот о намечающемся бесплатном концерте музыкальной группы – надо написать, люди прочитают и, возможно, захотят посетить этот концерт. О том, что пенсионер сделал какой-то вечный двигатель, который в местном конструкторском бюро посчитали хоть и не вечным, но перспективным – написать можно, люди просто ради интереса прочитают, им понравится этот материал.

Итак, мы разобрали что такое новости, задумались о масштабе новости и насколько она подходит нашим читателям, идем дальше…С какого жанра начинать? Конечно же начинать нужно с новостной заметки. И плавно от неё переходить к освоению следующего журналистского жанра – интервью.

С уважением, Сергей Барановский и команда школы журналистики «Медийный мир»