Джинса: характерные черты и отличия от нативной рекламы

Елена Гуляева

В арсенале медийщиков (редакторов, корреспондентов, пиарщиков, рекламщиков и др.) есть масса непонятных широкой аудитории слов. Как начинающему журналисту не растеряться, столкнувшись с незнакомым термином? Совет один – завести словарь и записывать в него профессионализмы и жаргонизмы, которыми пользуются опытные акулы пера.

Джинса – материал, заказываемый рекламным отделом или заинтересованным лицом конкретному сотруднику СМИ. Это сленговое слово, имеющее несколько значений: 

— текст низкого качества, продвигающий на рынок товар или услугу, содержащий огромное количество ключевых слов;

— текст коммерческого характера для размещения на сайте.

В большинстве случаев под данным понятием скрывается материал копирайтера, который предпочитает пользоваться стандартными словами и фразами, не стараясь придумать что-то по-настоящему оригинальное.

В журналистской среде джинсой называют заказную статью или скрытую рекламу, которую довольно часто можно встретить в телевизионных программах, выпусках новостей, статьях. Такие материалы подразделяются на политические и коммерческие.  Джинса первого типа – реклама политических деятелей, которой пестрят печатные и электронные издания перед выборами. Коммерческая джинса – скрытая реклама товара, услуги, фирменного знака.

Как отличить джинсу от истинного журналистского материала? Недостоверность информации, непоследовательность мыслей, недостаток материала – эти и другие признаки разоблачают заказной текст. Корреспондент дает собственную оценку событию? Навешивает «ярлыки»? Обращается к сомнительным источникам? Вырывает из контекста фразы? Утаивает важную информацию? Это джинса в чистом виде.

Термин появился с открытием первой коммерческой газеты. У журналистов появилась возможность для дополнительного заработка. Почему бы ей не воспользоваться? Существует ряд причин, по которым джинса – не самое приятное явление в журналистской сфере. Во-первых, авторами подобных текстов выступают те же представители средств массовой информации, которые пишут материалы по заказу редакции. Разумеется, под материалом стоит подпись данного журналиста, а вот авторство так называемого «белого» текста рекламного характера зачастую не указывается. Во-вторых, нет строки «На правах рекламы», которая объясняла бы характер данного материала. В-третьих, джинса пишется исключительно в интересах заказчика. В-четвертых, такой текст стараются выдать за редакционный, поэтому стоит научиться читать между строк.

Весьма важный момент заключается в том, что оплата за подобные материалы не фигурирует в бухгалтерском балансе, поскольку заказчик отдает деньги за услугу редактору или журналисту. Кстати, во втором случае исполнителю приходится обманывать своего редактора. Если он доверяет своему подчиненному, то, не обратив внимания на подтекст, может пропустить джинсу в печать или  эфир. Заметим, что критическая статья, за которую не платили, текст с пометкой «На правах рекламы», субъективное мнение редактора или корреспондента по поводу события, джинсой не являются.

На печатное или электронное издание джинса может оказывать негативное влияние. От заказных материалов страдает репутация СМИ – читатель может разочароваться в авторе и перестать доверять изданию. Кроме того, это будет сигналом для недобросовестных предпринимателей, что у вас можно приобрести любую информацию.

Также стоит учитывать, что нельзя ставить знак равенства между нативной рекламой и джинсой. Нативная реклама – отзыв, пост или статья, в которых поднимаются актуальные проблемы современного общества. Данный формат подразумевает, что рекламный текст должен выглядеть как привычный информационный материал, размещаемый на выбранной площадке. Нативная реклама не раздражает, не бросается в глаза, а предоставляет полезную информацию, которую хочется использовать на практике. Кстати, такой вид рекламы всегда сопровождается специальной пометкой. Она говорит о том, что компания обладает богатой фантазией и достаточными средствами для реализации эффективных рекламных проектов. Джинса, в свою очередь, демонстрирует, что заказчик не готов вступить в открытую борьбу с конкурентами и не в силах найти значимый информационный повод.