Вероятно, но не факт: fact-checking или искусство проверять информацию

Анна Коротченкова

В информационном потоке всепоглощающей сети Интернет читатели не так часто задумываются о качестве и достоверности размещаемых там новостей.

Не так давно во многих онлайн-СМИ появились публикации с новостью о том, что Бари Алибасов скончался после случайного приема химической жидкости. Пока полстраны оплакивало любимого артиста, он находился в тяжёлом состоянии в больнице, но все же, к счастью, был жив. Это яркий пример того, как в конкурентной среде, в погоне за правом рассказать первыми, редакции спешат с публикацией новостей, пренебрегая проверкой в достоверных источниках. Тут есть и ещё один аспект — корреспонденты не хотят добывать информацию, а используют самый простой способ: рерайт из других СМИ.

О чем речь?

Fact checking в переводе с английского языка означает дословно «проверка фактов». Это не просто термин из словарного запаса юного журналиста, это часть обязательной работы, которую необходимо проводить каждому репортеру, чтобы осуществлять свою миссию. Факт — достоверная информация, подтверждённая надежными свидетельствами. В современной системе коммуникации появилось новое понятие  фактоид. Он означает изначально несуществующий факт, который публикуется в СМИ и начинает жить своей жизнью. Хуже всего, когда такое преступление против профессиональной чести совершается осознанно.

В некоторых зарубежных редакциях существует отдельная штатная должность — фактчекер. Но даже если вы не ее сотрудник, как журналист вам необходимо ставить под сомнение любую полученную информацию, не доверять никому, опираясь только на железобетонные факты.

Правда или ложь?

Существуют крупные проекты, цель которых намеренно запустить фейк в мировую паутину. Такие ресурсы, как правило, официальными СМИ не являются и носят формат розыгрыша. К сожалению, большинство людей не имеют критичного мышления, и воспринимают такой материал всерьёз. Но грешат неразборчивостью и молодые журналисты, которые уже ни раз попадались на заимствовании фейковых новостей. Среди самых нашумевших: «Реутов -тв», «Новоsti», «Smixter». Отчасти целью таких «уток» является возможность приставить зеркало к лицу общества и торопливых журналистов.

Какой бы способ проверки фактов вы не выбрали, помните: точность важнее красивых заголовков.