Эти детки очень подвижны и разговорчивы. При первом взгляде на них взрослые улыбаются и удивляются их активности. Наблюдая за ними дольше, мы понимаем, что они чрезмерно активны, доставляют много неудобств своим родителям и их поведение выглядит странным. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – многих родителей пугает этот диагноз, некоторые из них отказываются признавать, что у их детей есть проблемы, требующие внимания специалистов.
И если таких детей учителя и специалисты могут определить своим «наметанным» взглядом, то дети с синдром дефицита внимания, но без гиперактивности (СДВ) – не привлекают к себе внимание, их особенности остаются подчас незамеченными. Как правило, это спокойные тихие девочки, хотя у мальчиков синдром дефицита внимания без гиперактивности тоже встречается.
Что это и требует ли лечения? СДВГ — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. На уровне нейромедиаторного баланса при СДВГ снижен уровень дофамина и норадреналина. Известный американский невролог и психиатр, автор множества бестселлеров по этой теме Дж.Амен пишет, что при СДВГ в коре лобных долей наблюдается низкая активность. Часть детей «перерастают» СДВГ и приспосабливаются к нему с годами. Но большинство из них и повзрослев, испытывают те или иные трудности, связанные с СДВГ.
На практике синдром выражается в неспособности сосредоточиться, неусидчивости, говорливости или напротив замкнутости, трудностях в обучении и контактах с людьми и многих других малоприятных проявлениях.
Признаки дефицита внимания:
Неспособность сосредоточиться на деталях
Ошибки по невнимательности.
Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
Неспособность доводить задания до конца.
Низкие организаторские способности.
Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
Потери необходимых предметов при выполнении задания.
Отвлекаемость на посторонние раздражители.
3абывчивость.
Гиперактивность:
Суетливые движения руками и ногами.
Частое вскакивание со своего места.
Гиперподвижность в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема.
Неспособность играть в «тихие» игры.
Постоянное пребывание в движении.
Многоречивость.
Импульсивность:
Стремление ответить на вопрос, не выслушав его.
Неспособность дождаться своей очереди.
Вторжение в разговоры и игры других.
Совершение действий без оценки возможных последствий.
При этом и СДВГ, и СДВ – одно и то же нарушение, но проявляется по-разному. Считается, что для эффективного лечения необходимо сочетать прием медикаментов, психотерапию и различные методы реабилитации. Среди последних на западе наиболее перспективными считаются специальные компьютерные программы, которые корректируют поведение ребенка, улучшают кровоснабжение лобных долей мозга, восстанавливают нейромедиаторный баланс.
И если прием психостимуляторов амфетаминов, практикуемый в США и европейских странах при этом нарушении, вызывает массу критики и не используется в странах СНГ, то применение специальных программ воспринимается всеми специалистами позитивно. Они не имеют противопоказаний и побочных эффектов, а по эффективности не уступают лекарственным средствам.
Есть несколько иностранных компьютерных программ, но они дорогие и не подходят для русскоговорящих пациентов. Среди программ на русском языке выделяется уникальная разработка детского психолога и дефектолога Института Специальной Психологии и Педагогики Юлии Миловановой. Автор программы имеет многолетний успешный опыт работы с детьми и подростками с диагнозом СДВГ. Программа с веселым названием «Фокушарики» улучшает все функции внимания и памяти и работает в режиме онлайн через интернет.
Упражнения включают в себя слежение за объектами (визуальными и аудиальными), выполнение действий над объектами и получение обратной связи — сообщение об ошибках, оценка задания в процентах и т.д. Ведется статистика продвижения в тренинге, где можно видеть все полученные оценки. Есть профессиональное сопровождение психолога, который отслеживает результаты и дает необходимые рекомендации по продвижению в тренинге. Возможно индивидуальное консультирование в режиме онлайн. Отзывы о программе вселяют оптимизм.
«Программу приобрела для младшего сына моя жена, — рассказывает Денис Озеров. — С сыном действительно всё очень непросто – СДВГ процветал, мешая полноценной учёбе. Даже просто 5 минут сосредоточиться на чтении книги для нас было сложной задачей. Сейчас мы хотя бы с репетитором в состоянии учиться и справляться с учебной программой».
«В 4-летнем возрасте мы заметили, что Дани трудно даются рисование и стихи наизусть, — рассказывает мама 7-летнего Даниеля. — В 5-ти и 6-ти летнем возрасте он, по-прежнему, не хотел играть самостоятельно в настольные игры (рисунок, лего, пазлы и т.д.), его надо было направлять. Нужно было повторять несколько раз прежде, чем он выполнит просьбу. Мы сами нашли сайт Юлии Миловановой и обратились к ней за помощью. Через три месяца тренинга Дани явно повзрослел, стал организованнее, улучшилась память, полюбил рассказывать стихи».
Подобных отзывов очень много. Становится обидно, что о таких уникальных разработках подчас не знают родители детей с СДВГ. А ведь реальная помощь находится от них очень близко — на сайте автора и разработчика программы Юлии Миловановой focushariki.ru