Информационные жанры. Как писать репортаж

репортаж журналистВиктория Педан

Репортаж относят к самым древним жанрам журналистики. Путевые заметки об увиденном и услышанном, которые вели странствующие древнегреческие философы, историки или писатели, дошедшие и до наших дней – не что иное, как зарождающийся жанр современного репортажа.

Задача и ценность репортажа состоит в том, чтобы приоткрыть недоступную другим реальность средствами художественной выразительности языка: меткими деталями и сильными образами, выражающими точку зрения репортёра-наблюдателя. Удаленное, скрытое и неизвестное репортёр делает близким, наглядным и волнующим.

Создание хорошего репортажа схоже с написанием литературного произведения и подразумевает глубокую последовательную работу над текстом.

Важное правило полноценного репортажа — место события и происходящее необходимо увидеть и услышать своими глазами и ушами. Структура репортажа будет зависеть от его назначения – специальный, событийный или тематический.

Основные же этапы включают следующие шаги:

предварительный сбор информации по теме,

посещение места события, сбор фактического материала и захват центральной идеи будущего материала,

наблюдение ситуации в деталях,

эмоциональное включение и сбор впечатлений очевидцев и участников события, выделение их характерных черт,

субъективных реакций на произошедшее, знакомство с личными историями,

завершать работу следует, насытившись фактами и деталями, сложив целостное впечатление, наметив план развития материала от начала до окончания и сформировав собственный взгляд изнутри.

Полученный опыт журналист закладывает в концепцию будущего репортажа – хронику, путешествие или «развитие доказательства». Репортаж-хроника подойдет для описания мероприятия, репортаж-путешествие удачен при передвижениях к месту событий. Развитие доказательства более сложная схема — раскрытие темы сюжета по-новому, с формулировкой ценных выводов.

Структура репортажа в самом начале содержит хлёсткий заголовок и лид. Основной текст идет вводной сценой, далее развитие вводной сцены, указание на информационный повод и описание места события, бэкграунд из предыстории события, описаний героев и их действий; главную сцену с яркими деталями; бэкграунд из историй героев в контексте события и завершающую сцену с участием героев, выводы и наблюдения журналиста.

Таким образом, сменой «планов» авторскими приемами и субъективными наблюдениями, отступлениями и сопоставлениями достигается динамичность и глубина репортажа – короля жанров.