Интервью – удовольствие или наказание для журналиста?

интервьюЕлена Гуляева, специально для Школы журналистики

Каждая профессия – набор определенных правил, требований, подводных камней. Студент факультета журналистики, делающий первые шаги в своей карьере, уверен, что правильный настрой и умение находить общий язык с окружающими помогут в работе, но забывает о том, что всегда найдется вопрос, для решения которого требуется сноровка. Сегодня тема нашего разговора – интервью. Давайте разберемся в хитростях данного непростого жанра.

Для начала поясним, что существует несколько видов интервью: аналитическое, портрет, информационное, блиц-опрос и др. Как подготовиться к процессу? Во-первых, выберите человека, который будет интересен и вам, и читателю. Во-вторых, обозначьте цель, которую вы преследуете в диалоге с собеседником. Приступая к работе, обратите внимание на следующие правила:

— подумайте о результатах, которые вы намерены получить;

— сообщите цель вашей работы собеседнику;

— составьте примерный план разговора;

— обозначьте темы, которые стоит избегать;

— заранее соберите сведения о человеке;

— изучите тему, на которую предстоит общаться;

— следите за нитью беседы.

Существует классификация вопросов, которая поможет усвоить журналисту, как правильно брать интервью:

— прямые (помогают добиться четкого ответа);

— косвенные (предполагают уход от конкретики);

— открытые (способствуют подробному ответу);

— закрытые (означают односложность и сжатые формулировки).

Помните, что даже слово «интервью» отпугивает многих собеседников. Не расстраивайтесь, если человек дал решительный отказ. Продолжайте поиски интересной личности. Постарайтесь расположить к себе потенциального персонажа будущей публикации. Используйте фразы, начинающиеся со слов: «Расскажите о…», «Давайте побеседуем о…», «Поделитесь мнением…»  Не стесняйтесь намекнуть о выгодах, которые принесет ваш диалог. В их числе могут быть: известность и слава, доказательство собственной компетентности в той или иной сфере, рассказ о видах продукции для привлечения потенциальных покупателей и др. Тщательно подготовьтесь, продумайте перечень вопросов, чтобы не допустить откровенно глупых фраз и неуместных шуток. Избегайте шаблонных конструкций, старайтесь сделать интересный и качественный материал, чтобы добиться успеха в выбранной профессии.