Как написать хороший текст для сайта

Интернет-журналистика и печатная журналистика в чем-то похожи, а в некоторых моментах существенно отличаются. Но база у них одинаковая. Основа любой журналистики — это новости, поэтому новостной (информационный) повод должен быть в любом случае.

Есть существенное отличие в заголовках. Для информационных агентств заголовок должен быть точно передающим событие. Например, «В Москву прибыл голливудский актер такой-то» или «Жители Калуги почувствовали землетрясение силой в 3 балла». Новостные сайты могут поиграть с заголовками, но главное не сбиваться в абсолютный кликбейт. Но написать, например, «Что будут готовить на Новый год жители Калининграда» или «Не верится совсем: руководитель цирка рассказал о закулисной жизни» — можно, хотя это и не классический новостной заголовок.

В случае с газетами и журналами обстановка иная. Здесь приветствуются красивые, художественные заголовки, они похожи на названия фильмов или книг. Например. «Встречный ветер» (заголовок материала о ветряных электростанциях) или «Суровой и добрый» (об актере с непростым характером).

Лид и в печатной, и в интернет-журналистике схожи. Они могут быть разные — описательные, цитатные, эпизодические и так далее. Но лучше всего в лиде просто более подробно написать о главной новости. Если в ленте информагентства заголовок звучит как «В Санкт-Петербурге будет построен новый жилищный комплекс», то в лиде напишем о том, где он будет находиться и сколько домов будет построено.

Отдельный разговор о тематических сайтах, которые пишут о здоровье, бизнесе, спорте и т.д. Если они не пишут о событиях, о новостях, то это не журналистика. Если у них есть хорошие актуальные интервью, то с натяжкой это можно назвать журналистикой. Хотя если честно говорить, то грань, например, между журналистикой и блогерством очень тонкая. Порой сложно сказать кто журналист, а кто просто инфлюенсер и блогер. Так вот на тематических сайтах новостной повод не обязателен. Такие сайты (медицинские, кулинарные, спортивные и т.д.) пишут о чем хотят.

Например, в городской газете мы не можем написать о любовной истории Наполеона и Жозефины, потому что журналистика сообщает о новостях, о свежих событиях. Можно, конечно, притащить новостной повод «за уши» и написать об этом в канун годовщины Битвы при Ватерлоо. Но лучше этого не делать. Интервью в печатном или интернет-издании может быть без новостного повода, но даже в интервью чаще всего есть какой-то новостной фон. Например, к 9 мая можно взять интервью у ветерана войны или на фоне новых антироссийских санкций взять интервью у политолога на эту тему.

Уникальность и оформление текста

Для текста, который будет опубликован на сайте, очень важна так называемая уникальность. Уникальность текста исчисляется в процентах и показывает какая часть текста нигде больше в интернете не встречается. Например, при 50 процентах уникальности половину текста вы написали самостоятельно, а половину просто скопировали из интернета. Такой текст нельзя публиковать на сайте. Поисковики, такие как Гугл и Яндекс, посчитают этот текст плохим, скопированным из интернета, и понизят рейтинг сайта. А завтра на него уже зайдут, например, не 400 человек, а только 300. Любая редакция СМИ и любой преподаватель вуза посчитает такой текст просто без усилий скопированным из интернета.

Поэтому формируйте у себя привычку проверять свои статьи, рефераты и другие тексты на уникальность. Сделать это можно с помощью сайтов и специальных программ. Например, вот один из таких сайтов по проверки уникальности текста — https://www.etxt.ru/antiplagiat/

Следующий лайфхак: очищайте форматирование своего текста. О чем идет речь? Когда вы написали свой текст и отправили его в редакцию, то при его опубликовании на сайте часто появляется то, что не было видно в Ворде — ссылки откуда вы брали текст, разные шрифты и т.д. Для очистки форматирования текст можно, например, вставить в письмо в mail.ru, выделить и нажать «очистить форматирование». Или вставить в файл .txt, а потом из него скопировать, тогда текст будет «чистым». В Ворде тоже есть кнопка «очистить форматирование» выделенного текста.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Онлайн-курсы журналистики (@journalism_training)

Хорошие копирайтеры присылали нам тексты со 100-процентной уникальностью. Для начала вам нужно ровняться на уникальность хотя бы выше 80 процентов. Здесь стоит сделать оговорку: если пишете по пресс-релизу для СМИ, то допускается более низкая уникальность текста, ведь этот пресс-релиз уже может быть опубликован или по нему свои материалы написали другие журналисты.

Еще раз проговорим основные моменты, которые сберегут вас от многих проблем в будущем:

— всегда проверяйте на уникальность свои тексты (курсовая работа, статья и т.д.). Когда пишете текст не заглядывая никуда в Интернет или в книгу, то можно не проверять, текст всё равно будет 100-процентно уникален. А если пользуетесь какими-то материалами, то надо проверять.

— уникальность текста должна быть достаточно высокой. При копирайтинге — от 80 до 100 процентов. В журналистике можно немного меньше, если вы используете информацию из пресс-релиза и указываете этот источник.

— очищайте форматирование текста