Как писать об экстремизме и терроризме?

Проект «Три точки» (их странички есть в Фэйсбуке и Инстаграме) продолжают подпитывать нас полезной информацией. Мы часто видим формулировки «объявили джихад неверным» или «джихадисты» в журналистских текстах на темы насильственного экстремизма. Обычно под словом «джихад» журналисты подразумевают войну, однако, если обратиться к текстам священных мусульманских писаний, слово «джихад» означает усилие и используется для описания внутреннего противостояния верующего человека греховным соблазнам.

❗️ Последствия: Неправильное применение этого слова потворствует заблуждению о том, что Ислам признает и диктует насилие.

Исламский экстремизм/терроризм

Так журналисты чаще всего описывают все явления, связанные с насильственным экстремизмом. Сам по себе Ислам, как религия, не несет экстремистского посыла. Если прочесть священные писания, то там нет открытых призывов к насилию. Однако, есть несколько стихов, смысл которых был намеренно искажен или дополнен, чтобы использовать их, как призыв, и способ оправдать насильственный экстремизм.

❗️ Последствия: Используя словосочетание «исламский экстремизм или терроризм», мы связываем религию с действиями, которые она не поощряет.

👉🏼 Замена: Насильственный экстремизм — без связки с религией, чтобы не создавать негативных ассоциаций.

Даваат
от араб. دعوة — «призыв»

Или «даваатчи» — те, кто совершает даваат. На фоне ксенофобии и стереотипов вокруг мусульманского сообщества, СМИ придали слову «даваат» смысл, который многие считывают, как вербовку в ряды экстремистских организаций. Например, когда речь идет о религиозном образовании и усилении контроля за деятельностью даваатчи, сам даваат рассматривается, как нечто негативное и ведущее к насильственному экстремизму.

На самом деле, даваат имеет цель — поделится знанием о боге. Это важная часть обязательств перед богом для верующего.

❗️ Последствие: Из-за того, что часто слово и деятельность неправильно преподносят, люди очень враждебно относятся к даваатчи. Например, в Кыргызстане власти не раз рассматривали запрет на даваат из-за частых жалоб граждан. Хотя основные принципы даваата — это непринуждение и благосклонность.

Если происходит вербовка в экстремистские организации, то это не даваат. Вербовка остается вербовкой.