Как «продавать буквы», или советы начинающему копирайтеру (из личного опыта копирайтера)

копирайтинг фриланс и журналистикаМария Умарова

Что такое копирайтинг, выгодно ли им заниматься и о чем следует помнить новичку-копирайтеру?

Копирайтинг возник с изобретением Интернета и год от года набирает обороты. Ежедневно создаются сотни сайтов, которые нужно наполнять свежими, интересными, а главное, уникальными публикациями. Уникальность, замечу в скобках, проверяют специальные программы, выявляющие плагиат. Написанием таких текстов и занимается копирайтер.

Конечно, не обходится и без разногласий. Исполнители-копирайтеры жалуются на низкую оплату, заказчики – на безответственность авторов и некачественные тексты. О том, чем грешат недобросовестные копирайтеры, рассказывает бывший фрилансер, ныне заказчик-сайтовладелец. Думаю, ее советы будут полезны новичкам.

«Копирайтинг — отличная возможность наглядно увидеть, как вы растете в профессиональном плане. 5 лет назад я начала с заказа про рыбу за 12 рублей за 1000 знаков. Чтобы не начинать с 5 рублей, я правильно подала себя (новички, можете взять на вооружение): красиво и убедительно заполнила раздел «О себе» (образование, опыт работы, личные качества, которые мне помогают в работе, обязательно надо написать, что эта работа важна для меня и я ответственно подхожу к срокам и лояльно — к справедливой критике).

Далее — портфолио. Как заказчик увидит ваш слог и стиль написания? Надо положить туда пару-тройку статей. Если пока нет выполненных работ, надо не полениться — написать небольшой текст и разместить в текстовом окне. Далее — визуализация вашего профиля. Я как заказчик постоянно перелопачиваю много профилей исполнителей, и при прочих равных данных останавливаюсь на тех, у кого милая аватарка со своим лицом или что-то позитивное. Часто встречаю фото автора в виде муклы с утиными губами, таким работу не хочется давать, или слишком откровенные, в купальнике, или лежа. Тут не сайт знакомств, зачем ставить такие аватарки?

Новичкам валом валятся в личку предложения по 5 рублей. Просто не отвечайте на них! Подавайте сами заявки на нормальные заказы от 15 рублей хотя бы на первый месяц. 15 — тоже крайне низкая цена, но для начала нормально, пока вы будете путаться, что такое ТЗ, а что такое ИЗ, что такое прямое и разбавленное вхождение и в прочих нюансах. Подали в день 30 заявок, и кто-то обязательно доверит вам работу, ведь у вас красиво и информативно заполнен профиль. Опять же из моего большого опыта — заявки с пустым портфолио и пустым блоком «О себе» я вообще не рассматриваю, кто его знает, что за автор, сможет ему вообще пофигу на работу и он завалит мой заказ.

Выполнив заказ, не завалив его, спросите, можно ли поместить работу в портфолио, когда статья индексируется на сайте. Обычно заказчики не против. Можете написать заказчику положительный отзыв, что вам было приятно и полезно сотрудничать и вы всегда рады новым заказам. Такая уловка часто приносит ответку — заказчик тоже напишет вам положительный отзыв, если сразу забыл это сделать.

Обязательно пытайтесь сдавать на звезды и напишите тест на грамотность. Если не уверены в своих силах, посадите рядом филолога))) Но ваш текст должен быть уникален на 90-100%, хоть кровь из носу! Чтобы сдать на звезды, там жесткие требования по орфо, пунктуации и стилистике. Никогда не сдавайте сразу после написания! Пусть отлежится до утра и утром вы снова прочитайте текст и увидите то, что не увидели с устатку. Также советую показать текст филологу, если не уверены в своей 100%-ной грамотности. Сдача на звезды — это чрезвычайно важный шаг, если вы планируете и дальше работать на бирже Етекст.

Резюме: с опытом отточится ваш стиль, будете с ходу «читать» самые сложные ТЗ, ну а расценки, соответственно, будут расти. Постепенно поднимайте планку. Через месяц подавайте на более дорогие заказы, поставьте в на стройках фильтр и вы будете видеть заказ от 30/1000, предположим, а дешевые вообще не будете видеть в ленте. С заказчиками не ругайтесь, среди них есть озлобленные на всю копирайтерскую братию, потому что безответственные авторы им каждый день портят настроение и мотают нервы. Люди, которые рады любому поводу настрочить вам отрицательный отзыв. Если не удается прийти к компромиссу, все равно как-то сгладьте ситуацию. Лучше остаться с неоплаченной статьей, чем с красным отзывом. И никогда, НИКОГДА не срывайте сроков! Почти с каждым заказчиком можно договориться перенести срок, а если не удалось, значит, садитесь и пишите, что бы там ни было. Это ваша репутация, вы пока что работаете на нее. А потом она будет работать на вас. Удачи всем и пусть у вас все получится! На самом деле овладение этой профессией позволит вам никогда не сидеть голодной, и на кусок хлеба с маслом вы заработает всегда».