Новость в стиле «хард» или жёсткая новость

Один из наших авторов в рубрике «Советы начинающему журналисту» Анастасия из Курска предлагает задуматься над оперативностью в журналистике и предлагает готовые рецепты и шаблоны:

Каждый журналист практически ежедневно занимается написанием новостей. Вернее, новости происходят независимо от него, но работник СМИ пишет о них новостные заметки. В век интернета такие новостные сообщения нужно писать оперативно, при этом не забывать и при этом не в ущерб качеству.

Как это сделать? Многие знают о системе «перевёрнутой новостной пирамиды» (почитать об этом можно здесь). Рассмотрим такой вопрос — как писать тексты максимально оперативно. Это может пригодиться во время прямого репортажа, передачи крайне важной информации в редакцию или даже при желании обогнать конкурентов.

Экстренные новости в журналистике подаются в стиле «хард». Это может быть информационное сообщение «одной строкой» как в ленте новостей, так и на ТВ. На телевидении выпускники журфаков горячую информацию подают либо в бегущей строке, либо как комментарий ведущего эфира без видео- и аудиоряда.

Пример. Идёт выпуск новостей, ведущая останавливается и докладывает, читая по листку: «Только что стало известно…»

Да, правильно, стиль «хард» в журналистике подразумевает чтение, запинки и перерывы, но не допускает искажение фактов.

Второй вариант хард-новости – классический текст в интернет-СМИ, где только журналисты знают, что он по-настоящему горячий и оперативный. Как их готовят? Обычно журналисты знают, что в этот день что-то где-то случится. Поэтому для хард-подачи заготавливается «скелет» новости. В него входит:

• примерное название;

• обороты и фразы, клише и выражения, которые могут быть использованы в тексте. Они «набрасываются» в заготовку, чтобы после получения информации нужное слово легко было выловить;

• бэкграунд. Самая большая заранее приготовляемая часть «жареного факта». Бэк – это информация, которая уже была известна по теме. Бэкграунд, как и сама заметка, строится перевёрнуто. Обычно это абзац, где в первом предложении передаются недавние события проблемы, далее раскрывается суть. Если СМИ активно освещает проблему, то оно может дать ссылку на самого себя, используя гипертекст, тем самым повышая интерес не к одному материалу, а целому пласту публикаций.

Пример «скелета»:

Заголовок

Используем: по мнению представителей аппарата администрации области, в ходе расследования получили данные, система макроэкономических показателей и другие подобные выражения.

Бэк: Накануне в кабинетах администрации шли горячие споры по этому вопросу. Проблема стала очень актуальной с тех пор как…

Есть у журналистов одна хитрость в достижении оперативности: если вариантов развития события предполагается два, то корреспонденты заранее заготавливают тексты и выставляют их на обозрение спустя секунду после принятия решения. Материал может готовиться как в редакции, так и на месте во время мероприятия, пока результат его не оглашён. Так было с результатами «Евровидения» в 2015 году, когда «Ведомости» опубликовали заметку о победителе спустя 41 секунду от объявления результатов.

К хард-новостям относятся и те тексты, которые касаются грядущих событий. Речь об анонсах. В журналистике их называют «новости на завтра». Кстати, анонсы могут освещать как культурную и общественную жизнь, так и мир политики.

Пример: завтра в городе пройдёт совещание по проблемам…На нём выступят такие спикеры, как…Ожидаемые темы для разговора — …