Модели журналистского образования

о моделях журналистского образованияПо мнению международных экспертов, существует пять основных моделей журналистского образования:

1. Европейская профессиональная модель: 6-12 месячная программа по развитию навыков (сбор и обработка информации, фактчекинг, законодательство в сфере медиа, журналистская этика).

2. Бакалавриат в сфере журналистики. Эта модель используется во многих странах, в том числе в России, США и республиках бывшего Советского Союза.

3. Краткосрочные курсы, развивающие навыки журналиста, для людей, на момент обучения незнакомых с журналистикой или имеющих только базовые знания и навыки. Например, наша Школа журналистики предлагает курс «Основы журналистики» для всех желающих.

4. Магистратура. Здесь есть два типа программ. Первая ориентирована на журналистов-бакалавров и даёт углубленные знания, в том числе навыки проведения академических исследований. Вторая программа предназначена для людей, которые имеют другое образование, не связанное с журналистикой.

5. Тренинги для действующих журналистов, которые проводятся различными медиаорганизациями. Например, такие программы проводит Академия BBC.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Онлайн-курсы журналистики (@journalism_training)

Нужно ли получать журналистское образование?

Статью Александра Тимофеевского, опубликованную в издании «Эксперт», в своё время активно обсуждали многие из сферы журналистики и медиа. В ней автор подверг жесткой критике выпускников журналистских факультетов и преподавателей журфаков. Но для начала вспомним кто такой Александр Тимофеевский. Это известный и авторитетный журналист и литератор. В частности о нем и об этой статье упоминает в  своей книге «Ремесло» Леонид Бершидский.

Уже в названии статьи заложена критическая мысль — «Факультет ненужных вещей». Далее он прямо говорит о том, что журфак «готовит журналистов, решительно не пригодных для работы». Тимофеевский рассказывает о том, как им нужно было найти двух журналистов. Разместив объявление о вакансии корреспондента, они стали ждать и разговаривать с потенциальными кандидатами. Тут то и выяснилось, что горделивые обладатели диплома о журналистском образовании мало представляют специфику своей работы и практически не умеют писать. Зато у них повышенные претензии к заработной плате и завышенная самооценка.

Тема нужности или необходимости журналистского образования периодически всплывают в среде журналистов, её обсуждают и спорят. Как правило, те у кого есть это образование говорят, что оно будет не лишним. А те, кто работает в СМИ без журналистского образования, уверены что оно ни к чему. Но встречаются и журналисты с профильным образованием, которые говорят: » журналистом нельзя научиться быть на журфаке, нужна практика и нужно призвание».

В свою очередь команда Школы журналистики, которая проводит курсы по основам журналистики и готовит к поступлению на факультет журналистики, занимает нейтральную позицию. Мы считаем, что журналистское образование — это очень хорошо. Но можно прийти в журналистику из другой профессии. Курсы журналистики — порой этого достаточно, чтобы начать писать и публиковаться, набираться практического опыта.

Но вернемся к статье. В ней написано о том, что сегодня среди известных журналистов не встретишь выпускников журфаков. Известные журналисты — это самоучки с другим образованием или даже вовсе без него. В материале поднимается такая проблема как нехватка профильных предметов на журналистском факультете, которые бы напрямую учили студентов журналистскому ремеслу. Зато много лишних, общих, которые и не пригодятся вовсе.

Что говорят эксперты?

На конференциях, ныне проводимых в онлайн-формате, медиаэксперты и журналисты говорят о том, что сегодня качественное журналистское образование не является главной целью, так как СМИ несвободны и активно контролируются. К сожалению, средства массовой информации нельзя назвать независимыми.

По мнению многих специалистов этой сферы, журналистика и журналисты — это особенная профессия и особенная деятельность, которую нельзя жестко контролировать. Государство как живой организм, в котором СМИ играют свою роль. При усиленном контроле и давлении, это важное звено не работает как надо и идет цепная реакция, которая приносит массу негативных последствий для общества и страны.

В некоторых странах постсоветского пространства предпринимаются попытки ограничить права журналистов, не имеющих журналистского образования. Проявляется это во многих моментах — от требования об обязательном наличии специального образования при трудоустройстве в СМИ, контролируемые государством, до настойчивых просьб предоставить информацию об образовании при аккредитации. Такой негибкий подход удручает, ведь общемировая практика показывает: наличие диплома не может быть критерием оценки профессионализма в медиасфере и тем более этот вопрос не может быть инструментом какого-либо давления.

Также специалисты настаивают на регулярном обучении журналистов и рекомендуют постоянное саморазвитие. Это не только позволит вам быть востребованным на рынке труда и преуспеть в карьере, но и оградит от проблем с законом, даст возможность защищать свои права и не допустить серьезных ошибок.

Еще одна поднимая тема: преподаватели вузов, обучающих будущих журналистов, сами должны быть действующими журналистами. Мир слишком быстро меняется, чтобы слушать мнение тех, кто 10 лет назад был журналистом, а теперь просто читает лекции. Практикующих журналистов рекомендуется привлекать как к обучению, так и к разработке учебных пособий.

Следующая тема касается необходимости учить журналистов, редакторов, работников СМИ предпринимательским навыкам. Это может помочь им создать свои СМИ и вывести их на самофинансирование и последующую прибыль, сделав таким образом более независимыми.