Образование журналиста. От ремесла к профессии

Виктория Педан, специально для Школы журналистики

Обучение журналистике в современных университетах – результат развития системы подготовки кадров для печатных СМИ.

Начало образованию системы было положено в 1860-х годах в США, когда в 1864 году в Пенсильвании, а позже и в странах Европы появились первые курсы. Учили машинописи, телеграфному делу, написанию статей, а также языку, истории, политэкономии, общеобразовательным предметам.

В России система учебных заведений для газетных журналистов появляется с 1904 года. Образовательную функцию в то время поддерживали профессиональные издания, публикующие газетную практику («Сотрудник печати» в 1912 году публиковал подробные консультации для начинающих авторов, статьи, лекции, домашние задания).

В Москве и Петрограде в 1921 году открывают институты журналистики, чтобы за короткий срок подготовить журналистов из рабочих и крестьян. Сельские и военные корреспонденты — уникальное явление для мировой газетной практики. К 30-м годам существуют уже газетные школы для технических специалистов, для литературных правщиков, хроникеров, корректоров – техникумы, для корреспондентов и редакторов — государственные институты журналистики. Появляется литература, брошюры, справочники, книги и профессиональные журналы.

Практическую поддержку оказывали журналистам известные публицисты того времени, собирались публичные совещания по фельетону, очерку, памфлету.

И теперь в современных редакциях профессионалы, закончившие профильные журфаки университетов, соседствуют со специалистами из совершенно других областей, целые издания могут состоять из работников без специального образования.

Существует не менее 100 школ журналистики в России. Формы и уровни обучения есть от дневных и вечерних, вузовских и послевузовских до краткосрочных и дистанционных. Университеты представляют полный комплекс знаний об обществе и человеке, право, экономику, литературу, языки, культурологию. Профессиональные курсы дают представление о журналистике в целом, без различения специальностей, либо со специализацией по средствам информации (ТВ, радио, печать), практические дистанционные курсы дают возможность приобрести начальные или дополнительные навыки и знания в узких отраслях журналистики.

Считается, что журналистика относится к «открытым» прикладным профессиям, требующим более 90% практики, и только около 10% базовой теории для развития в профессии.