Первая статья: практические советы от известного журналиста

Анна Коротченкова

Невероятно! Вам предстоит написать статью или выполнить тестовое задание. И так близко к победе вы ещё не были, но вот незадача, а как это сделать?

Были такие времена в журналистике, в частности в 20 веке в Америке и Англии, корреспондентам платили за количество строк. Это способствовало тому, что репортёры писали целыми простынями текста, удобряя всё вводными конструкциями и лишними деталями. Возможно, отсюда появился стереотип: больше-лучше. В наши дни корреспонденту платят за количество знаков, но редактор бдительно следит, чтобы он не писал неадекватно длинных текстов. Подумайте сами, любите ли вы читать длинные статьи, аргументы и вывод которых можно было понять и, сократив этот текст втрое? Оцениваете ли вы литературные речевые обороты автора, сформулировав которые, он ещё долго восхищался своим талантом? Или комфортнее прочитать короткий и понятный текст, узнать суть новости, мнение экспертов и не тратить время зря?

Метод подсчета по знакам встречается и в копирайтинге, так договариваются об объёме работ и оплате с автором. Часто заказчики не стараются анализировать эффективность текста, заказывая да побольше. В таких случая автор заливает «водой» каждое предложение, и коммерческая задача утекает вместе с ней. Тем не менее, знаки нужны для оценки размера статьи, как она уместится и будет смотреться в нужном формате. Для этого договариваться на количество символов удобно.

Известный зарубежный журналист и преподаватель Дэвид Рэндалл в своём пособии для начинающих акул пера разработал простые способы написать текст.

1. Заставляйте каждую фразу и предложение работать.

Фразы должны или сообщать информацию, или продвигать повествование вперед. Если какое-либо предложение не выполняет эту функцию, уберите его.

2. Скажите нет типичным вводным конструкциям.

В любом языке есть фразы — неудачные для журналистики вводные конструкции: «Общеизвестно, что…», «Не приходится сомневаться в том, что…», «Следует отметить также…». Обычно их используют в устной речи, чтобы взять время «на подумать», сформулировать будущую мысль.  Но в письменной речи, и уж тем более в новостных заметках, такие фразы замедляют темп статьи. В информационных материалах темп очень важен. Читатель должен легко и быстро схватить суть вашего посыла, прочитать на одном дыхании. Материал, напичканный не относящимися к сути, словосочетаниям, не зацепит тех, кто решил узнать новость именно из вашего источника.

3. Не смотрите в свои записи.

Прежде, чем приступить к написанию статьи, следует досконально изучить фактуру и материал. Если желание подсматривать в записи, то вы не готовы. Имена и цифры можно уточнить позже. Если вы пишите, не подглядывая, то с большей вероятностью в статью войдёт только самое важное. Учитесь выискивать данные в голове и запоминать важное сразу.

4. Убирайте из текста все очевидное.

Даже опытные журналисты попадаются на этом, особенно когда пишут связки между абзацами. Иногда получается ерунда, но не всегда сразу это замечаешь.

5. Не используйте пассивный залог.

События происходят, а люди говорят, и об их активной роли нужно писать прямо. Например: от Путина поступило требование. Правильнее будет: «Путин  потребовал…». Не наделяйте явление одушевлёнными свойствами. Например: «потоп унёс жизни», лучше сказать в «результате наводнения погибло…»

6. Используйте инфографику.

Информацию с большим количеством цифр лучше преподносить читателю в форме таблиц, схем, картинок. Так она легче усваивается.

7. Искорените бессмысленные словосочетания.

Например, фраза «серьёзная опасность». Любая опасность, если она есть, сама по себе является серьёзной. Насколько может решить только тот, кому она угрожает. «Неподтвержденные слухи». Слухами называют неподтвержденную информацию. Как только она перестаёт быть таковой, то становится фактом и перестает быть слухом.

8. Не повторяйте цитаты текстом статьи.

Такое встречается часто. Например:

Депутаты Государственной Думы не приняли новый закон.
— Государственная Дума не приняла новый законопроект, — сказал на пресс-конференции депутат Андрей Иванов.

Свой стиль выработается со временем, начинайте с азов.