Подготовка сюжета: особенности, подводные камни и маленькие хитрости

Елена Гуляева

Подготовка телевизионного сюжета – процесс весьма трудоемкий. С точки зрения журналиста это, в первую очередь, анализ возможностей получить нужную информацию в максимально короткие сроки и организация самой съемки.

К примеру, редакция поручает корреспонденту сделать материал о проблеме коррупции в Волгоградской области и аресте чиновников, которые обвиняются в получении взятки в особо крупном размере. Приступаем к рассмотрению способов получения необходимой информации. Фундаментом сюжета должны стать достоверные данные о том, кто из высокопоставленных лиц арестован, по какой статье предъявлены обвинения, детали самого задержания. Звонить представителям МВД нецелесообразно, поскольку в интересах следствия информация не разглашается. Как поступить в сложившейся ситуации? Для начала необходимо получить запись оперативной съемки, что уже позволит поднять планку будущего сюжета. В информационных программах довольно часто можно увидеть фрагмент записи с обязательным субтитром «Оперативная съемка МВД Волгоградской области». Если репортеру удалось выполнить поставленную задачу, то это станет хорошим подспорьем в работе.

Второй шаг на пути к цели – получение комментария компетентного в данном вопросе лица. Здесь возможны два варианта: обратиться к представителю правоохранительных органов или чиновнику. Если вы планируете акцентировать внимание аудитории на криминальной стороне события, то лучше договориться о встрече со следователем, которому поручено вести данное дело. Он владеет информацией в полном объеме и может оказать реальную помощь в подготовке материала. Желательно чтобы личность комментирующего была авторитетной. Учитывайте, что чиновник не будет тратить на вопросы журналиста несколько часов. Как правило, съемочная группа может рассчитывать на весьма короткий промежуток времени. Но помните о том, что у многих высокопоставленных лиц есть пресс-секретари, в обязанности которых входит общение с представителями печатных изданий, информационных агентств и др. В случае получения согласия чиновника на интервью, договорившись о времени и месте встречи, приступайте к записи синхрона, продумайте картинку для закадрового текста и возможность использования стендапа. В рассматриваемом примере стендап оправдан тем, что, во-первых, журналист избегает объемного закадрового текста, который нечем будет закрыть, во-вторых, в сюжете есть политическая составляющая, поэтому репортер вправе анализировать ситуацию.

Если речь идет о работе над информационным сюжетом, когда сроки не так сжаты по времени, то процесс значительно упрощается. У корреспондента есть возможность договориться о получении интервью с нужными лицами, добиться разрешения на съемку в следственном изоляторе и др. Следует серьезно подойти к выбору респондентов. Едва ли по такому поводу стоит беспокоить высокое руководство, да и следователь, имеющий право раскрыть детали криминальной стороны дела, не решится делать какие-то поспешные выводы. У пресс-секретаря связаны руки должностной инструкцией, поэтому вряд ли он будет самостоятельно рассуждать на интересующую съемочную группу тему. Оптимальным вариантом является обращение к начальнику МВД, поскольку дело принадлежит его ведомству, и он имеет о нем представление. Кроме того, он может сделать какие-то выводы и прокомментировать ситуацию. Также репортеру стоит обратить внимание на речь и внешность кандидатов, а также на их умение держаться перед объективом камеры.

При подготовке сюжета журналист сталкивается и с проблемой допуска на место съемок. Если телеканал приглашен, скажем, на городское мероприятие «Ученик года» или конкурс талантов «Зажги звезду», то трудностей не возникнет, потому что организаторы сами заинтересованы в работе съемочной группы. Но бывают случаи, когда представители государственных, коммерческих, общественных и других структур категорически против присутствия журналистов и выхода сюжета в эфир. Даже в случае пожара на объекте, автомобильной аварии и других происшествий службам легче работать без камер.