Заголовок, подзаголовки и канцелярский язык

Многие начинающие журналисты пишут не самые хорошие заголовки. Не хватает опыта и навыков. Самый надежный и универсальный совет — читайте новости качественных СМИ, например, информагентств и популярных глянцевых журналов. Во-первых, вы сразу заметите разницу заголовков интернет-изданий и печатной прессы. Во-вторых, методом подражания научитесь придумывать и писать хорошие заголовки.

Наши студенты нередко присылают скучные заголовки, которые встречаются в официальных отчетах, но не являются журналистскими заголовками. Нельзя назвать статью или новостную заметку просто «5-ый фестиваль народной песни» или «Объем экспорта в 2020 году». Если пишем для интернет-изданий, то в заголовке должна быть новость, событие, действие. Например, «Товарооборот России и Казахстана уменьшился на 5 процентов». А если пишем для газеты или журнала, то заголовок должен быть интересным, например «Товарооборот немного иссяк».

Сам текст вашего материала не должен быть слишком скучным и официальным. Если пишете по унылому пресс-релизу, то надо его разбавить чем-то живым и интересным. Научитесь отличать казенный язык от живого журналистского. Чиновники пишут, например, «Государственная политика подразумевает борьбу с любыми проявлениями коррупционных правонарушений во исполнение указаний президента…», а журналист напишет «Власти проводят борьбу с коррупцией, о необходимости этого ранее заявил президент».

Когда журналистский материал большой, то потребуются еще и подзаголовки, которые разобьют статью на 2-3 части по смыслу. Здесь в независимости от вида СМИ хорошо пойдут «газетные», художественные заголовки вроде «Невыгодный кредит», «Слово не воробей» или «Несостоявшееся покушение». Кстати, разбивающие по смыслу подзаголовки всегда пишем после лида (первого абзаца) текста, они могут быть и ниже по тексту, но точно не сразу после заголовка.

Боимся вас запутать, но иногда используется подзаголовок между заголовком и лидом, то есть сразу после заголовка. Это не подзаголовок, разбивающий текст по смыслу, а уточняющий подзаголовок. Не путайте такой подзаголовок и лид. Этот подзаголовок лишь поддерживает заголовок, а в лиде раскрывается больше подробностей, больше дополнительной информации. Начинающим журналистам можно ориентироваться на еще более простое правило: в таком подзаголовке одно предложение, а в лиде — несколько.

Допустим, у нас длинный текст на тему развития сельского хозяйства. Пусть в нем пусть будет два разбивающего текст по смыслу подзаголовка — «Новый министр — новая программа» и «Прогресс есть». После первого подзаголовка пишем о приходе нового министра и о новой программе развития сельского хозяйства, а после второго пишем о статистике и успехах развития отрасли. Это просто навскидку придуманные примеры.