PR vs журналистика: главное – не перепутать

Многим, особенно начинающим, работникам медиа сложно определиться в каком именно направлении они хотели бы развиваться.

Некоторым новичкам кажется, что журналистика и PR – почти одно и то же. Действительно, в двух этих сферах деятельности очень много общего, но не меньше в них и различий.

Тут стоит заметить, что журналистам, особенно начинающим, важно не переходить из журналистики в PR во время своей работы. Часто молодым репортерам хочется лестно отозваться о своем спикере и начинают петь ему оды, всячески хвалить и чествовать.

Побуждения ясны – журналист хочет наработать как можно больше связей, запомниться добродушным репортером и в числе первых быть информированным в случае каких-либо значимых событий. А некоторые герои публикаций, спикеры, ньюс-мейкеры на это и рассчитывают. Их желание быть на слуху – вполне понятно. Важно найти баланс.

Такое явление даже имеет специализированный термин, который наверняка каждый из нас хоть раз слышал – «Джинса». Он означает умышленное употребление скрытой рекламы или антирекламы под видом журналистского материала.

Конечно, такая реклама идеальна для спикеров и организаций, ведь такой массовой аудитории нигде не встретишь. Более того, столь не откровенная реклама повышает лояльность к компании, человеку, бренду, ведь не все понимают, что там есть PR.

Нужно сразу понять, что у журналистики и PR изначально разные задачи. Журналистика отражает максимально объективную картину происходящего вокруг, а у пиара задача– управление взглядами на эту картину в целом или в частности на некий предмет, или явления с помощью создания определенного имиджа. Как следствие цель пиара – увеличить спрос на товары и услуги, создать выгодную репутацию, сформировать позитивное отношение аудитории к каким-либо событиям или вещам.

Часто бывает так, что нужные журналисту спикеры – представители коммерческой сферы. Например, у директора туристической компании берут интервью на тему выживания этой сферы бизнеса в период пандемии. Спикер хочет создать благоприятное отношение к своей фирме, показать, что им нужно и можно доверять, сделать так, чтобы именно его компанию запомнили. А у журналиста совершенно иные цели. Ему нужно осветить ситуацию в туристическом бизнесе в целом, понять куда он движется, не одевать на аудиторию розовые очки и показать картину максимально приближенной к реальности. А она, очевидно, не так прекрасна, как хотелось бы нашему герою материала. Именно здесь то и приходится включать журналиста-следователя-сыщика-детектива, задавая каверзные вопросы и выуживая информацию. Неопытный же журналист рискует поддаться спикеру и слушать все интервью про то, как все хорошо в его бизнесе.

Поэтому важно различать задачи журналистики и пиара. А какие больше по душе – решать только вам!

Анна Корочтенкова