«Скованные одной цепью», или Взаимодействие журналиста и оператора

Елена Гуляева 

В процессе работы над репортажем на заданную тему журналист и оператор находятся в непрерывном контакте. Особенно это касается событий, описание которых необходимо снабдить большим объемом информации. Речь идет, в первую очередь, о съездах, конференциях, совещаниях, заседаниях, собраниях и др.

В ходе мероприятия оператор и корреспондент не всегда размещаются рядом друг с другом, что, к слову, позволяет исключить перешептывания, которые могут помешать непосредственным участникам события. Имеет смысл заранее обговорить и запомнить систему специальных знаков, позволяющую общаться без слов и не нарушать норм приличия. Сигналы могут быть абсолютно разными. К примеру, указательный палец репортера, поднятый вверх, означает, что оператор должен немедленно приступить к записи, а скрещенные пальцы оповещают, что следует срочно выключить камеру. Разумеется, двух знаков не хватит, чтобы грамотно выстроить работу съемочной группы. Ситуации бывают весьма сложные, поэтому разработка системы невербального общения – не прихоть, а производственная необходимость. Прекрасно, если журналист заранее подскажет оператору, какой момент интервью планируется поставить в эфир, но это возможно лишь в том случае, когда корреспондент уверен в словах главного героя сюжета.

Если репортер и оператор трудятся бок о бок достаточно продолжительное время, то последний может самостоятельно определить, что в данный момент необходимо нажать кнопку записи. Рассмотрим случай на совещании в городской администрации, посвященном формированию молодежной администрации. Оператору известно, что в будущем сюжете требуется акцентировать внимание аудитории на критериях отбора претендентов. Чувствуя приближение выступающего за трибуной чиновника к данному вопросу, оператор может включить камеру в режим записи и без сигнала корреспондента, который может упустить момент, записывая в блокнот важную информацию. Если съемочную группу пригласили на пресс-конференцию, то перед ее началом оператор должен быть проинформирован, что его коллега готовит собственный вопрос. Но это вовсе не означает, что во время мероприятия он может сесть и расслабиться в ожидании вопросов своего напарника. Нужно быть готовым к тому, что команду может постигнуть ряд неудач. Например, корреспондент другого телеканала задал аналогичный или более общий вопрос, и оратор уже озвучил те данные, которые вы планировали получить в ходе своего обращения. Повторение вопроса будет выглядеть смешно. Если оператор вовремя не включил камеру, то команда, к сожалению, осталась без синхрона. Другая опасность, которая подстерегает участников пресс-конференции, заключается в неожиданном сокращении времени мероприятия, что довольно часто случается на крупных политических заседаниях. Встреча завершилась, журналист не успел адресовать чиновнику свой вопрос, поэтому команда осталась без нужного материала. Как избежать подобных ситуаций? Можно предложить оператору на каждом мероприятии делать резервную запись. Скажем, фрагмент выступления оратора на пресс-конференции. Пусть это будет не совсем та информация, которую рассчитывал получить репортер, но это лучше, чем уйти с пустыми руками.

Вопрос о взаимодействии участников съемочной группы относится не только к работе на пресс-конференции или совещании. При съемке любого мероприятия или события следует подсказать оператору основные моменты будущего сюжета, чтобы человек мог без труда снять те планы, которые будут выигрышно смотреться в эфире. Возможно, он уже догадался снять нужные эпизоды или, наоборот, прошел мимо. Лучше подстраховаться, чтобы сделать по-настоящему качественный сюжет. Кстати, не стоит пренебрегать психологической атмосферой в коллективе — никто из тандема не должен постоянно ждать подсказок и обижаться, если их не будет. Идет рабочий процесс. Бывают случаи, когда самые убедительные планы в сюжете советует водитель или случайный прохожий, а сами члены съемочной группы их просто не заметили.