Если бы меня разбудили посреди ночи и спросили…

Чтобы я ответил, если бы меня неожиданно разбудили посреди ночи и спросили: как ты будешь развиваться в журналистике, если тебя вернуть на пятнадцать лет назад? А действительно как я бы действовал, если бы у меня была возможность вернуться в прошлое? Я буду писать максимально откровенно, поэтому прошу коллег не обижаться. Надеюсь, мои советы помогут молодым.

1. Я бы ни за что не пошел бы учиться на журналистский факультет, потому что это пустая потеря времени. Но мне легко об этом говорить, потому что у меня есть высшее образование, оно желательно — для самоуважения, как запасной вариант и чтобы никто вас не упрекнул в отсутствии образования.

2. С первого дня создал бы свой блог, для которого бы регулярно писал.  Читать далее

Медиаграмотности и основам журналистики может научиться каждый. «Школа журналистики» приглашает вас пройти дистанционный курс «Практическая журналистика» по очень-очень доступной цене. Узнать больше и записаться можно на странице курс.журналистика-обучение.рф.

Журналисты — «репортажники», аналитики и офисные «писатели»

Журналистов можно условно поделить на разные категории. Например, есть «репортажники», это те, кто любит и у кого получается хорошо писать с места событий. Они посещают мероприятия, всегда куда-то едут, всегда находятся в движении. А есть те, кто пишет в редакции — по пресс-релизам, по сообщениям других СМИ. А есть аналитики, они концентрируются на аналитических материалах. Читать далее

Как найти бесплатные семинары и тренинги для журналистов

Конкурсы легко найти в интернете через поисковик по запросам «конкурсы для журналистов» и подобным. На первой странице в результатах поиска будет несколько хороших сайтов.

С семинарами и тренингами сложнее. Они могут проходить в вашем городе, в столице, заграницей и т.д. Нужно найти сайты для журналистов; сайты организаций, которые защищают журналистов (предоставляют юридическую помощь) или проводят для них обучение; информация может быть и на городском портале и на многих других сайтах. В Фэйсбуке есть множество групп, на которых публикуется такая информация. К сожалению, я не могу сейчас вам подсказать конкретные названия и ссылки. Вам нужно искать самостоятельно.

Еще один секрет как можно находить такие сайты. Вы находите какое-нибудь объявление вроде «Приглашаем журналистов на тренинг такой-то», можно даже с просроченным дедлайном. Копируете строку из этого объявления и вбиваете в поисковик. И вуаля! Видите все сайты, где это объявление было опубликовано. Таким образом находите ресурсы, на которых размещается подобная информация.

Кто пишет пресс-релизы? И другие вопросы о работе пресс-служб

Благодаря нашим студентам, посетителям сайта Школы журналистики и наших страниц в социальных сетях мы часто получаем вопросы, которые волнуют тех, кому интересна журналистика. Когда работаешь в СМИ добрый десяток лет, а то и больше, уже «отрываешься от реальности» и кажется, что это известно и понятно всем. Но ведь новичков интересуют простые вопросы, в том числе о работе пресс-служб. Читать далее

Продолжаем фактчекинг. Проверка информации от героя материала

Если кто-то вам что-то сказал и вы это использовали при подготовке статьи, то в какой-то степени ответственность с вас снимается. Например, если вы в своем материале процитировали политика, бизнесмена или какого-то эксперта, а оказалось, что он сказал неправду или ошибся, то вас не привлекут к ответственности. Но в той или иной степени вы всё равно окажетесь под ударом, ведь это ваш материал и под ним стоит ваше имя. Что делать? Проверять сомнительную и важную информацию. Читать далее

Элементарный фактчекинг: проверьте имя героя

В каждом журналистском материале, как правило, есть несколько имен спикеров, чиновников и других людей. Допустить ошибку в написании имени очень просто, особенно если это иностранец, но это сильно ударит по вашей репутации. Человек будет сильно огорчен, если вы написали его имя неправильно и в следующий раз может отказаться дать вам комментарий. Напомним, фактчекинг — это проверка информации, слово происходит от английского выражения fact checking (проверка фактов). Читать далее

Журналист и фотокорреспондент

Наша студентка задала очень актуальный вопрос. Она спросила: обязательно ли журналист должен уметь фотографировать? Действительно, ведь есть же фотокорреспонденты. Дело в том, что редакции СМИ бывают разного уровня. Это может быть редакция из трех человек, а иногда в редакции крупного издания работают несколько десятков человек. В зависимости от этого в редакции фотокорреспондентов много, мало или их совсем нет. Читать далее

Еще раз об уникальности текста

В наших уроках мы говорим подробно и об уникальности текста. Журналисту нужно писать текст самому. Текст должен быть уникален, то есть не должен быть просто скопирован из интернета. Сейчас любой редактор за 10 секунд может проверить ваш текст с помощью специальных программ или интернет-сервисов на уникальность. Тексты из пресс-релизов можно использовать, но обязательно должно быть больше написано лично вами. Даже если вы ведете свой блог, то всё равно нужны уникальные тексты, потому что только они будут показываться в поисковиках типа Яндекса и привлекать читателей на блог. Читать далее

Как стать журналистом-фрилансером

Лучше всего стартовать в журналистике в роли фрилансера уже имея работу и доход. Потому что в самом начале фрилансер не сможет зарабатывать достаточное количество денег. Доход фрилансера будет расти с каждым месяцем и вы сможете оставить свою основную работу через полгода или через год. Может быть и раньше, если сможете найти СМИ, которые будут хорошо платить за ваши материалы. Читать далее

Что такое авторская журналистика

Когда мы говорим о журналистике в её классическом виде, то это объективная передача информации, рассказывание о новостях и событиях. При этом мнение журналиста остаётся вне поля зрения читателя или зрителя, он старается быть максимально объективным, передает разные мнения. Он как зеркало отражает произошедшее и может добавить мнения разных сторон. Он преподносит вам информацию и как бы говорит «почитайте и самостоятельно сделайте вывод». Это новостная журналистика. Читать далее

Авторское право в журналистике

Многие журналисты очень ревностно относятся к тому, что кто-то использует их тексты и фотографии. Они на полном серьезе могут предъявить что-то типа «Ты зачем использовал цитату министра из моей статьи? Дословно взял из моего материала!» А разве слова министра принадлежат тебе? Фотокорреспонденты недовольны даже если кто-то взял фотографию и разместил где-то, указав автора. Видимо, хотят получить деньги с тети Наташи, которая на своей страничке в социальной сети разместила красивую фотку.

Сейчас на меня нападут коллеги. :) Никогда до конца не понимал жадности людей, которые ругаются, что кто-то там взял их текст или фото и как-то использовал ) Нет, если ты написал книгу, не успел её опубликовать, а кто-то украл и опубликовал под своим именем — это понятно… Но если моя статья опубликована, опубликованы фотографии, я получил за них гонорары, там стоит дата и никто не будет оспаривать что это моё… Да берите, пожалуйста, мне не жалко, хоть на баннер, хоть в свой блог. Читать далее

Как стать журналистом? Реальный пример

В Инстаграме журналистка из Беларуси iran_shat рассказывает о том как она стала журналисткой:

В ноябре будет ровно 5 лет, как я работаю в газете. Идея стать журналистом появилась у меня в классе 8-м. Я просто думала, какая профессия подошла бы моему характеру и почему-то решила, что журналистика — это моё. При этом мне нравилась сама идея работать журналистом, навеянная кинематографом. Сочинения я писать терпеть не могла, к фотографии у меня душа тогда не лежала.» Читать далее

Съемка фотографий для вебсайта — самые надежные советы

Каких-то особенных отличий в требованиях к фотографиям, которые предназначены для размещения на сайте, в сравнении с теми что пойдут в газету, нет. Нужны хорошие журналистские снимки, а вот здесь деталей, на которые стоит обратить, множество.

В идеале вы должны уметь выставлять композицию, управляя такими параметрами фотоаппарата как светочувствительность матрицы, выдержка и диафрагма. Но кто умеет и пользуется этим из журналистов?! Таких немного. Поэтому давайте начнем с задачи попроще — изучите все предлагаемые на вашем фотоаппарате режимы — например, автоматический режим, спортивная съемка, ночной портрет и другие. Если вы поймете в каких случаях они сработают на все 100 процентов, то это будет уже очень хорошо. Читать далее

Корреспондент — это …

Кто такой корреспондент? Кажется, что ответ на этот вопрос очевиден. Тогда почему в интернете в поисковиках делается  несколько тысяч запросов в месяц о том, кто такой корреспондент? Возможно, молодые люди интересуются будущей своей профессией или пользователи интернета просто хотят точнее понимать кто же такой корреспондент.

Корреспондент — это работник СМИ (средство массовой информации), который поставляет для своего издания контент, журналистский материал. Это могут быть корреспонденты газет, радиостанций, телевидения, сайтов. Читать далее

Журналистский пул

Что такое журналистский пул? Это словосочетание можно услышать в последнее время частенько. Я работаю полтора десятка лет в журналистике и толком не знаю что это такое. Давайте разбираться…

Кто такие журналисты мы знаем, а вот слово «пул» имеет много значений. Нас интересует одно из них — от английского слова «pool», что дословно переводится как «общий котёл», употребляется в значении «объединение», «группа».

Журналистский пул или пул журналистов — это группа журналистов, которые освещает определенное событие, тему или деятельность конкретной организации. Например, кремлевский пул — это журналисты, которые освещают деятельность президента России, его поездки и визиты. В Казахстане употребляется термин «президентский пул». В Соединенных Штатах Америки есть свой White House Press Pool, смысл тот же самый — группа журналистов, которые регулярно освещают деятельность президента США, посещают мероприятия с его участием. Читать далее

Что такое «газетный день»

Газетный день — это последний день перед выходом газеты. Самый напряженный день в редакции. Ставятся последние материалы, корректор «вычитывает» полосы и  исправляет ошибки, верстальщики верстают последние полосы….

В журналистском сообществе используется множество профессиональных жаргонизмов, не все они мне нравятся, но «газетный день» — это устоявшееся выражение, вполне приличное. Также от журналистов, которые на полном серьезе могут называть себя «журиками», можно услышать такие слова как «пиарка» (рекламная статья), пленарка (пленарное заседание на мероприятии) и множество других подчас несуразных слов и выражений.

Возвращаясь к теме газетного дня, хотелось бы порекомендовать будущим журналистам быть собранными и дисциплинированными. Планируйте свои материалы и свою деятельность, не дотягивайте до последнего дня. Сдавайте свои материалы вовремя и цены вам не будет в глазах редактора. Удачи!

Журналистика дронов, дрон-журналисты

Настало время когда дроны и журналисты, ими управляющие, выбиваются в отдельную ветвь журналистики — журналистику дронов. Как вы знаете, дроны — это небольшие радиоуправляемые «вертолеты», на которые можно установить камеру. В результате получаются очень неплохие видео, которые могут дополнить журналистский материал, а могут быть самостоятельным материалов. Посмотрите примеры: Читать далее

Что означает «инфопартнер» (информационный партнер)?

Посещая крупные мероприятия, вы можете видеть людей, часть из которых носят бейджики с надписью «пресса», а другие — с надписью «медиапартнер». Последних еще называют инфопартнерами или информационными партнерами. При этом речь идет ни об отдельных людях, а об организациях, о средствах массовой информации. Газеты, информационные сайты, телеканалы, радиостанции, информационные агентства могут выступать информационными партнерами крупных мероприятий, конкурсов, событий и т.д. Читать далее

Итоги конкурса эссе «Я хочу стать журналистом-2018»

Уважаемые участники конкурса эссе «Я хочу стать журналистом»! На конкурс поступило 26 сочинений. Все работы были выполнены на очень качественном уровне, но конкурс предполагает определение лучших.

Журналисты и сотрудники «Молодежного центра реконструкции и развития» проголосовали за каждое эссе и по итогам были определены лучшие, их авторы — Елизавета Радченко, Анна Лобанова и Наталия Осипова. Они бесплатно пройдут дистанционное обучение в Школе журналистики.

Дорогие друзья! Я знаю, как досадно не оказаться в числе победителей. Я сам много раз в течение своей жизни участвовал в различных конкурсах и не всегда стоял на пьедестале и получал поздравления. Не воспринимайте это как поражение. Вы лучшие! Мечтайте, стремитесь и добивайтесь своей цели!

С уважением, журналист, председатель «Молодежного центра реконструкции и развития» Сергей Барановский

Стратегия коммуникаций. Социальные сети

Стратегия коммуникаций: a. Цели. Помните, что цели должны быть a. Конкретными b. Измеримыми c. Достижимыми d. Релевантными e. Своевременными Примером конкретной, измеримой и своевременной цели может быть: Достичь снижения негативных комментариев в социальных сетях на 50% в течение 48 часов. Измерить успех коммуникационной кампании невозможно, если не будут установлены измеримые цели. b. Заявление о текущей ситуации. Continue reading ‘Стратегия коммуникаций. Социальные сети’ »