На особой волне: какой журналист может стать радиоведущим

Радио остаётся важным средством передачи информации

Анна Коротченкова 

Радиовещание не изживет себя никогда. К такому выводу давно пришли профессионалы и теоретики средств массовой информации. Это единственный передатчик информации, который доступен там, где нет телевидения, и куда не доходят почтальоны с прессой. Там, где у людей хватает денег только на маленький радиоприёмник.

Радиожурналист — определенный тип профессионала СМИ, не любой тележурналист или автор письменных раб сможет стать хорошим ведущим. Continue reading ‘На особой волне: какой журналист может стать радиоведущим’ »

Функции и роли СМИ в обществе

У новостей, как и у СМИ в целом, свои функции

Анна Коротченкова

Роль средств массовой информации в обществе важна и очевидна, но только на первый взгляд. Теоретики массовых коммуникаций выделяли роли и функции СМИ в разные концепции. Для наилучшего понимания использования медиа продуктов аудиторией следует познакомиться с работами тех самых теоретиков.

Гарольд Лассуэл, американский политолог, описывает три функции средств массовой информации. Continue reading ‘Функции и роли СМИ в обществе’ »

Детали, подробности и фактура: 9 советов высушить текст, сохранив все важное

Создание текста требует не только вдохновения, но и определенной выдержки

Анна Коротченкова

Повторение-мать учения, если это не про журналистский текст. Создавая материал, следует избегать повтора слов и использовать потенциал богатого русского языка. И ещё есть несколько пунктов, соблюдая которые, можно создать приличный материал, который и интересно, и познавательно читать.

Ежедневно на пользователей интернета обрушивается огромный поток информации. В большинстве случаев этот информационный шум просачивается на подсознательном уровне, и человек чувствует усталость от входящего потока сведений. Поэтому крайне важно преобразовывать текст таким образом, чтобы читатель мог независимо от своих интеллектуальных способностей и загруженности, легко понять посыл автора и запомнить детали. Continue reading ‘Детали, подробности и фактура: 9 советов высушить текст, сохранив все важное’ »

Три уровня национальных СМИ, а также их функции

В работе журналиста существуют не только роли, но и функции

Анна Коротченкова

Элементы национальных средств массовой информации можно рассмотреть структурно на трех уровнях.

Макроуровень представляет собой систему каналов СМИ. Его составляющие определяются законами и правовыми актами. Через этот уровень проходит много информации, не только журналистской. Continue reading ‘Три уровня национальных СМИ, а также их функции’ »

Медиамир: медиасфера и медиаполе

Глава из учебного пособия «Медиа и информационная грамотность»

Современный человек живет полностью в медиамире. От влияния источников информации почти невозможно укрыться. Медиа — это не только просмотр новостей или чтение ленты социальных сетей. Важно понимать, что музыка, играющая в автобусе, — тоже медиа, рекламный билборд на обочине и даже объявление на столбе — медиа, футболка с надписью или принтом — медиа, даже модель телефона может являться источником информации.

Каждую секунду человек получает огромный поток информации, большую часть которого он не отслеживает и сознательно не запоминает, однако эта информация может все равно откладываться в нашей памяти. Совокупность всех медиа вокруг нас создает нашу медиасферу. Медиасфера у людей, живущих в одном пространстве и ведущих схожий образ жизни, выглядит довольно одинаково. То есть медиасферы каждого школьника Алматы очень похожи между собой, но будут иметь отличия от медиасфер каждого школьного учителя Алматы. Continue reading ‘Медиамир: медиасфера и медиаполе’ »

Современные мифы

Этот текст взят из учебного пособия «Медиа и информационная грамотность». Помимо выделенной закономерности про накопление знаний и технологий существует такое наблюдение.

Эпоха древнего человека — Знание только у избранных

Эпоха античности — Полученные знания через публичные лекции доступны каждому заинтересованному

Эпоха Средних веков — Знание в книгах, книги только у избранных; публичных лекций не проводится

Эпоха Ренессанса и Нового времени — Книга доступна каждому заинтересованному, однако поля для собственных экспериментов нет

Эпоха лженаук — Собственный эксперимент может поставить каждый, общественной систематизации и верификации гипотез нет Continue reading ‘Современные мифы’ »

Как накапливалось знание

Из книги «Медиа и информационная грамотность» (пособие для старшеклассников):

Как мы уже поняли, коммуникативные технологии развиваются по спирали: появляется что-то новое, активно совершенствуется, становится частью повседневности, освобождая место для очередной новинки. Теперь давайте проследим, как человечество реагирует на такие изменения в информационном обмене. Мир информации древнего человека состоял из личного опыта (попробовал — не вкусно, больше есть не буду), опыта ближнего круга общения, переданного устно (еще бабушка говорила: бойся леопарда, он может тебя съесть) и широкого круга необъяснимых вещей. Чаще всего необъяснимые, непонятные и непредсказуемые вещи пугают и создают дискомфорт. Поэтому социализированный человек старается всему найти объяснение. Так, древние люди объясняли гром — ударом богов, засуху — карой небес за то, что не приносили жертвы, а создание мира — рухнувшей с небес огромной черепахой, на спине которой мы все живем.

С первым витком развития науки некоторые закономерности стали более объяснимы. Открытия египетских, греческих и римских ученых позволили убедиться, что засуху можно победить человеческими силами с помощью грамотной системы орошения; были получены базовые знания о планетах и других небесных телах; значительно продвинулась медицина, в частности, было открыто кровообращение и роль в нем сердечных сокращений. Нельзя сказать, что человечество разом отказалось от мифов, но полученные знания помогли разобраться со многими заблуждениями. На смену античному стремлению к точности приходит Средневековье, иначе называвшееся Темными веками. Многие античные достижения разрушены и позабыты, над стремлением постичь все с помощью разума начинает преобладать стремление постигать мир исключительно усилиями веры. Continue reading ‘Как накапливалось знание’ »

Типы медиа

ГЛАВА 2. МЕДИАПОЛЕ И МЕДИАГРАМОТНОСТЬ (Пособие «Медиа и информационная грамотность»)

В современном мире понятия «медиа» и «массмедиа» почти не имеют различия. Более того, появляется новое слово — мультимедиа. Это такая технология, когда контент передается с помощью сразу нескольких средств — компьютерная графика, музыка, звук, брендированные товары, книги и так далее. В развитии технологий существует такая закономерность — вначале появляется инновация (нечто новое, не используемое широким кругом людей), потом происходит проникновение инновации (в обществе начинают ценить технологию и большинство стремится ею обладать, а ученые в это время развивают инновацию и насыщают ее множеством функций).

Наконец закрепление в повседневности (все, кто хочет получить доступ к технологии, имеют такую возможность). Как только технология закрепилась в повседневности, она перестает значительно изменяться и прогрессировать, освобождая научное и творческое пространство для будущих инноваций. Рассмотрим это на примере интернета. Когда технология всеобщей сети только появилась, к ней имели доступ только ученые и ограниченный круг специалистов. С развитием интернета он стал представлять интерес и пользу для широкого круга лиц, так как у него появилась не только научная, но и практическая функция. Сейчас интернет закрепился в повседневности в большинстве стран мира, а в Финляндии доступ к широкополосному интернету даже признан неотъемлемым правом человека. Continue reading ‘Типы медиа’ »

Кино, телевидение, интернет

Текст из пособия для старшеклассников «Медиа и информационная грамотность»:

В наши дни мы можем пойти, например, в «Кинопарк» и посмотреть там фильмы, снятые всеми компаниями, а в начале XX века за просмотром каждого фильма требовалось идти в кинозал той компании, которая сняла фильм.

Вначале кино было немым, затем стало звуковым. Интересно, что именно кинозалы стали приучать аудиторию к разнообразию жанров – перед самим фильмом или в перерывах показывали документальную хронику и новости. Что касается радио, невозможно выделить одного человека, который бы изобрел радио. В странах бывшего СССР господствует теория, что радио изобрел А. Попов, Европа, Америка и весь остальной мир считают первым в этом Г. Маркони. И тот, и другой вариант являются упрощением, потому что и Томас Эдисон, и Николя Тесла и даже Бенджамин Франклин совершили ряд открытий, создающих возможность передачи радиоволн. Интересно, что радиосвязь в отличие от телеграфной линии и начали называть «беспроводной связью». Как и в случае с радио, у телевизора нет одного установленного изобретателя — над его созданием трудились параллельно разные ученые из разных стран. Владимир Зворыкин, эмигрировавший в Америку, смог собрать разные технологии и добиться наилучшей четкости изображения. И в США, и в СССР стали создаваться системы вещания, но первый регулярный телеканал появился в 1934 г. в Германии. А Берлинская Олимпиада 1936 г.— первым событием, с которого велась прямая трансляция. В 1950 г. телевидение становится цветным, а 1990-х годах появляются технологии цифрового вещания. Continue reading ‘Кино, телевидение, интернет’ »

Утром в газете, вечером в куплете

Материал из учебного пособия для старшеклассников «Медиа и информационная грамотность»:

До появления печатного станка газеты распространяются по-прежнему в форме индивидуальных оттисков. Все меняется в 1450-х годах, когда Иоганн Гуттенберг изобретает печатный пресс. Это позволяет полностью отказаться от услуг переписчиков, стандартизировать форму и удешевить процесс. В XVI веке в речи появляется слово «газета», от названия мелкой венецианской монеты «газетты», столько стоил листок с последними новостями.

Парадокс Гуттенберга. Изобретение печатного станка Гуттенбергом дало отсчет новой информационной революции и положило начало новой эре. Но, к сожалению, одновременно с массовой коммуникацией, массовым книгопечатанием и массовым словом появился и массовый обман. Continue reading ‘Утром в газете, вечером в куплете’ »