Табу, заказные статьи и негатив в СМИ. Вопросы и ответы

Очень интересные и важные вопросы от нашей ученицы и наши ответы на них.

1) Есть ли в журналистике какие-то табу: моменты, которые лучше не трогать и не освещать? 2) Как Вы относитесь к рекламным, заказным статьям в журналистике? За что бы взялись, а от чего отказались бы? 3) Когда у человека берется интервью или о нем пишется статья, перед публикацией он должен одобрить написанное? И как зафиксировать одобрение, особенно если это публичная личность? 4) Стала регулярно читать новости и ушла в негатив. 🙂 как Вы с этим справляетесь?

На вопросы отвечает тренер Школы журналистики:

Давайте поговорим о табуированных темах. В каждом издании есть своя политика, свои правила. Вы можете просто посмотреть/почитать их статьи, и станет понятно — о чем пишут часто, какие темы освещать любят, а какие темы и проблемы избегают. Я раньше часто допускал такие ошибки.

Например, в самом начале своего пути я работал в местной областной доброй газете для домохозяек. Хорошая газета, в номере которой было несколько новостных материалов, программа телепередач и реклама. Какого же я писал и пытался там опубликовать статьи об организованной преступности?! Сейчас мне это сложно понять, списываю только на возраст (мне тогда было примерно 21-22 года). Во-первых, это совершенно не подходило по стилю/политике газеты. Во-вторых, мне могли просто голову отвернуть бандиты, о которых я писал. Видимо, это был юношеский вызов и максимализм.

Также есть какие-то неписанные правила, универсальные для всех журналистов. Но тут тоже сильно отличается от страны, от региона. Например, Вы живете в Москве, а другой журналист живет и работает в Омске или Астане. Будут разные правила, разные традиции. Опять приведу пример. Я работал недолгое время в калининградской газете. Это был ужас 🙂 Я не хочу писать, что там всё было очень плохо, но всё было так как больше нигде и никогда. Например, меня отправили в семью, в которой в этот день погибли два ребенка. Я как мог извинялся перед их родителями за своё хамство и просил рассказать подробности. А из редакции мне звонили и требовали больше подробностей и больше фотографий с умирающими от горя родителями. Это бесчеловечно, глупо и непозволительно. Так никогда не делают в тех нормальных изданиях, в которых я работал потом.

Есть ли какие-то общие правила, что не следует освещать, какие темы не трогать? Трудно ответить, вопрос очень общий… Нужно помнить о правах людей, о которых мы пишем. Нужно уважать их чувства. Нельзя оскорблять религиозные чувства читателей или героев материала. Например, если человек задержан полицией, то нельзя его называть преступником. Пока он только задержанный, потом будет обвиняемым, затем подсудимым и лишь после решения суда его можно будет назвать преступившим закон. Как видите, нюансов очень много и обо всех не напишешь так сразу. Не забивайте этим себе голову. Вам нужно писать, работать, учиться, углубляться в тему. И все эти вещи станут для Вас вскоре очевидны.

Теперь на счет рекламных и заказных статей. СМИ живут за счет рекламы. Например, выручка от продажи газет – капля в море, на эти деньги издание бы не прожило. Основной доход идет от рекламы. Часть рекламы – это PR-статьи. В них ничего плохого я не вижу. Приходит бизнесмен и просит похвалить его птицеферму. Мы на страницах газеты или интернет-издания рассказываем о том, какие чудесные курочки у него водятся и какие уникальные яйца они несут. В углу статьи ставится значок PR. Преувеличиваем в статье сильно, нахваливаем. Получается в какой-то степени это обман читателя. Как и вся реклама – преувеличение или прямой обман. К рекламным статьям отношусь нормально, только писать их не люблю.

Заказные статьи – это уже посложнее тема. То есть кто-то зачем-то платит редакции или напрямую журналисту за освещение какой-то темы в нужном свете. Мне за 19 лет работы ни один редактор, ни одна редакция таких заданий не давала, мне повезло. Лично меня пару раз об этом просили. Но это были очень невинные добрые статьи. Тут сами решайте насколько это законно и насколько согласуется с вашими моральными ценностями. Например, просят родители человека, который убил кого-то, в своих статьях встать на защиту убийцы. Такое я считаю недопустимо. А если предприниматель просит «протащить» чиновников, которые нарушают закон и не дают ему спокойно работать, вымогают взятки? Тут совсем другое дело. Так что действуйте по обстановке.

Следующий вопрос – нужно ли брать разрешение у человека, у которого брали интервью? Нужно ли ему показывать материал? Никакого разрешения брать не нужно, не важно это сосед или министр. Но вам нужно обязательно сохранять аудиозаписи интервью или его присланные электронные письма. Здесь также смотрите по обстановке. Если человек говорит о празднике 9 мая и о подвиге наших ветеранов, то он вряд ли потом откажется от своих слов. А вот если интервьюируемый говорит, что его избивали в полицейском участке, то он вполне может потом передумать и у вас возникнут проблемы. На такой случай нужно иметь диктофонную запись. И не лишним будет научиться записывать телефонные разговоры (на смартфон можно установить такое приложение). А вот на счет показа материала – я иногда так делаю, но показываю только «ключевым», важным героям и только по интернету (лично я к нему, конечно, не поеду, чтобы показать текст). Этим я демонстрирую уважение, доверие респонденту. И он это ценит и в следующий раз опять даст свои комментарии.

Теперь на счет статей и негатива. Начнем с того что никогда не нужно себя «ломать» и работать в той газете, которая не нравится. Не нужно писать те материалы, к которым очень «не лежит душа». Например, если вам отвратителен криминал, не идите работать в редакцию журнала, который об этом только и пишет. Теперь на счет чтения. Выберите такие СМИ, которые отдают предпочтение качественным, хорошим новостям. Которые не уходят «в желтизну» и сенсацию.

Следующий момент: заголовки прочитывайте все подряд, а вот открывать все и всё прочитывать не нужно. Читайте только позитивные, хорошие, нейтральные материалы. Те, которые вам нравятся или которые вам нужны. Я каждый день просматриваю сотни заголовков, но я уже давно научился не открывать и не читать материалы о том что кого-то убили, изнасиловали, отрубили часть тела и т.д. Это касается не только криминала, но и каких-то других негативных материалов. Скорее всего, вы подобрали не очень качественные СМИ для чтения. Уважающее себя издание не будет концентрироваться только на избитых приемах (кровь, секс, скандал). В нормальном СМИ будет больше позитива, конкретики и событий, происходящих в вашем городе, стране и мире. Конечно, если произошел теракт, то об этом напишут. Но размусоливать о преступлениях, интригах и дрязгах не будут.