Теория и практика журналистики

О книге «Медиа и Журналистика: Новые подходы к теории и практике», выдержки из курса онлайн-лекций Открытого университета openu.kz Почему это интересно? По мере того, как формы медиа продолжают конвергироваться, а границу между развлечениями и новостями становится все сложнее определить, людям, работающим в медиа, важно понимать теорию и практику, которые формируют СМИ в целом.

Авторы книги подчеркивают, что для них важно, чтобы медиа-специалисты поняли, как их профессия может рассматриваться в более широком контексте. Как те навыки, которые обычно обозначаются «журналистскими», могут работать в других сферах и направлениях. Есть несколько понятий и вопросов, которые авторы издания хотели бы раскрыть в самом начале книги. Собственно, существует три основных вопроса.

Первое: что же понимается под СМИ и понятием медиа-практика? Медиа определяется как контент и механизмы распределения, через которые передается информация, в том числе и развлекательная. Медиа могут быть публичными или общедоступными, либо частными. Они развиваются, используя все достижения в области технологий, и зачастую экономически выгодны. Строго говоря, термин «медиа» относится ко
всему, что может передаваться. СМИ называются медиа, потому что они буквально находятся посередине («медиа» в переводе с латыни означает «середина») – то есть это механизмы, которые стоят посредине
между отправителем и получателем сообщений, или, по-другому, это механизмы, которые передают сообщения между отправителем и получателем.

Журналистика, таким образом, является чрезвычайно важной формой медиа, поскольку она
участвует в передаче новостей (в буквальном смысле «новой информации»), будь то новости о
падении правительства, о бомбардировках и так далее.

Второй вопрос: кто же такой медиа-практик? Это любой, кто участвует в производстве медиа-контента. Это могут быть графические дизайнеры, продюсеры, вещатели, актеры, сценаристы, звукорежиссеры, специалисты по связям с общественностью, пиарщики, блогеры, дизайнеры веб-сайтов и, конечно, журналисты.

Что медиа-практику важно знать о журналистике?
– Всегда помнить об основополагающих принципах журналистики.
– Уважение правды и права общественности на информацию.
– Часто говорят, что журналистика – это черновик истории, потому что журналисты
записывают важные события.
– Журналистика информирует глобальное сообщество о текущих и будущих событиях,
которые оказывают влияние на все на этой планете – от глобального потепления, войны или
угрозы цунами до глобального экономического спада и терроризма.
– Журналистика распространяет информацию и о повседневной рутине – об изменении в
расписании автобусов, увеличении ставок и налогов, успехе или неудаче местной спортивной
команды или смерти видного гражданина.

И третий важный вопрос: кто такой журналист? Если говорить о журналисте, то авторы Медиа 3.0 дают такое описание: это человек, который занимается журналистикой, который собирает и распространяет новую информацию о текущих событиях, тенденциях, людях и проблемах для более широкой аудитории.
Подобно тому, как основополагающими принципами журналистики являются уважение правды и права общественности на знание, первое обязательство журналиста – следовать истине. Он должен действовать вне зависимости от тех, о ком он сообщает, и работать, основываясь на системе ценностей и кодексе этики.