Печатная пресса и интернет-журналистика

С формированием и развитием интернета и информационных технологий печатные СМИ  (газеты, журналы) пошатнулись, содрогнулись, но стараются выжить. Выпуски любимых журналов уже можно прочитать на своём мобильном устройстве, почти у всех изданий есть свои сайты или мобильные приложения.

Да, печатная пресса умирает. Газеты и журналы сопротивляются, но с каждым днём уступают свои позиции. Их становится всё меньше, аудитория и доходы стремительно падают. В какой-то момент останутся только специфические издания, например, бортовые журналы для авиапассажиров.

Печатная пресса создает сайты, старается перейти в онлайн-формат и сокращает свои тиражи. Через пять-десять лет бумажные СМИ будут редкостью. Аналогия с бумажными книгами или театром, которые востребованы, не смотря на развитие компьютерных технологий и телевидения, не уместна. Ведь потреблять новости действительно удобнее в интернете, где за считанные секунды можно найти информацию, ознакомиться с ней в разных форматах, скопировать, поделиться с друзьями.

Посмотрим статистику. Согласно сведениям Всероссийского центра изучения общественного мнения, около половины жителей России всё еще время от времени читают журналы и газеты. Как и следовало предполагать, опрос показал, что старшее поколение отдает предпочтение чтению новостей с бумаги, а молодежь полностью ушла в онлайн.

Сложно не согласиться с тем, что в Сети гораздо удобнее отслеживать новости и получать новую информацию, копировать её и распространять. Основное превосходство электронных СМИ заключается в том, что новости оказываются в интернете моментально. И всё же есть эстеты, которым нравятся печатные СМИ, им нравится пролистывать страницы новой газеты или журнала, вдыхать запах свежего номера, а иногда даже видеть своё имя на страницах печатного издания.

Действительно, это здорово – пить любимый кофе и листать шелестящие странички. Такие ощущения приносят наибольшее наслаждение, нежели прочтение той же самой газеты, но в электронном формате, каким бы удобным он ни был. К тому же, ещё существуют люди, которые в сознательном возрасте застали то время, когда интернета не существовало, и для них, пожалуй, печатные СМИ останутся в приоритете.

Но шансы на выживание у печатной прессы тают с каждым днем. В современных условиях доходы от рекламы падают и средства массовой информации всеми способами бьются за «место под солнцем». Многие крупные электронные СМИ видят выход в платных подписках за качественную журналистику. Уже сейчас читатели и зрители в некоторых странах готовы платить, например, 10 долларов в месяц за подписку и читать/смотреть новости, которых нет в свободном доступе. Автоматический подбор материалов с учетом интересов конкретного читателя/зрителя делает такие платные подписки еще более привлекательными.

СМИ начинают экспериментировать с разными источниками доходов, в том числе продают товары и услуги. Всё больше популярных изданий предлагают читателям что-то купить. Например, на странице с новостью об открытии нового предприятия, производящего обувь, вам будут предлагать заказать в интернет-магазине сапоги и средства по уходу за обувью. Также продают мерчи – товары с символикой издания, прикольными слоганами и т.д.

Но о каких бы новых способах привлечения финансирования мы не говорили, у интернет-издания больше возможностей, чем у их печатных прародителей.

Яна Буликашкина, Евгений Соколов