В центре внимания. Еще раз о репортаже

2017-03-14_13-44-50Виктория Педан, специально для Школы журналистики

У журналистики история долгая, интересная, безусловно заслуживающая внимания и уважения. В век культурной глобализации и множества острых социальных проблем по всему миру без масс медиа уже не вообразить жизнь современного человека.

Развитие общества, культуры, науки и техники требовало и находило способы отражения единого целостного представления о реальной действительности, происходящем по всему миру.

Среди разнообразных на сегодняшний день каналов массовой коммуникации периодическая печать занимает особое место: первая коммерческая газета появляется еще в XVII веке.

С течением времени вместе значимостью информации менялись форматы и стандарты ее передачи. Новые носители текстовой информации, общественные институты стремительно перемещаются сферу Интернет, совершенствуются формы, композиция и стили журналистского произведения. На сегодняшний день выделяют устойчивые формы распространения информационного сообщения, освещения фактов и событий – в группы жанров. Информационные, аналитические, художественно-публицистические.

Репортаж появляется в начале XX века (от лат. «reportare», передавать, сообщать) как особый жанр журналистики, с которого начинали свой путь будущие знаменитые американские писатели – Э. Хемингуэй, М. Твен, С. Кинг и многие другие. В российской журналистике репортаж связывают с именем колоритного «дядюшки Гиляя» В.А. Гиляровского, развивавшего жанр в России начала XX.

Текст хорошего современного репортажа содержит фотографии, красноречиво и увлекательно погружает аудиторию в освещаемое событие, значимый общественный факт или знакомит с личностью, расставляет нужные акценты в соответствии в замыслом автора, и главной целью имеет создать «эффект присутствия».

Глаза и уши журналиста — творческое осмысление информационного повода, репортаж вбирает в себя элементы других информационных жанров – средства художественной выразительности, характеристику героев, прямую речь, интервью, повествование, аналитические выводы и заметки, лирическое отступление автора-очевидца событий.

За живость повествования и эмоциональное вовлечение аудитории некоторые теоретики относят репортаж к художественно-публицистическим жанрам.

Признаки репортажа как жанра – наличие сюжета и развитие повествования в действии, насыщенность художественными деталями, смешение элементов из других журналистских жанров. Своевременный репортаж делят на газетный (сюжетный) и телевизионный (прямой). По типу информационного повода – событийный, постановочный, тематический.

Репортаж своего рода угол зрения журналиста – интересный и непростой, авторский способ передачи социально значимой информации.