Информационный повод в журналистике

Самый популярный вопрос от студентов Школы журналистики — об информационном поводе. Мы все читаем публикации в интернете, но не обращаем внимание, что практически в любом журналистском материале есть новость, событие. Это происходит из-за невнимательности или из-за того, что человек не умеет отличать развлекательно-информационные статейки с разных сайтов от журналистских материалов, опубликованных в СМИ (интернет-издания, информационные агентства). Очередные вопросы о новостном (информационном) поводе и ответы на них в этом небольшом материале.

Вопрос от студентки Школы журналистики: В журналистском материале обязательно необходим информационный повод? В посланном вами материале примеры такого повода очень существенные (открытие нового завода, убийство, победа..). Публикуются ли в газете когда-нибудь материалы в жанре «эссе»? Мне кажется в этом жанре информационный повод не может быть таким сильным , все- таки больше личных переживаний. Или личные взгляды тоже могут быть информационным поводом?

Нет, материалы в жанре эссе практически не публикуются. Основа журналистики — новостные заметки и репортажи, в них есть информационный повод. Также могут быть интервью, но даже в этом случае есть какая-то подводка к вопросам и ответам. Например, такая: «В начале августа был принят закон по альтернативной энергетике. Мы задали несколько вопросов руководителю общественного объединения «Мир зеленой энергии»… То есть всё равно нужно как-то дать понять читателю почему именно сейчас вы делаете это интервью, почему это сейчас актуально. Эссе могут быть опубликованы в рубрике «авторская колонка» или как мнение редактора, но и здесь чаще всего текст пишется на актуальную в данное время тему.

Вопрос: Может ли быть информационным поводом мое поступление в Школу журналистики?

Нет, ваше поступление в Школу журналистики не может быть информационным поводом. Это событие для вас лично, но оно мало интересно для 10 тысяч читателей.

Если информационного повода нет, то его, образно говоря, можно придумать. Например, хочу я написать о бедных бездомных собаках… Можно найти какой-то недавний пример о жестокости по отношению к ним, написать об этом в первом абзаце текста, а затем в волю изложить свои мысли по этой теме.

Повторюсь, основа журналистики — это материалы с информационным поводом. В аналитических материалах его может и не быть. Например, если журналист решил осветить проблему развития городов в стране. Но даже в этом случае лучше если он начнет свой материал с чего-то актуального. Например, напишет: «Согласно отчету такой-то организации, опубликованному в июле, такой-то процент населения нашей страны проживает в городах». Информационный, или как его еще называют, новостной повод всегда пойдет на пользу статье. Опять же, скорее всего, вы будете её предлагать в редакцию, а там сидит редактор, который тоже может сказать: «а почему вы решили об этом сейчас написать, не вижу информационного повода».