Вопросы-ответы. Беседы со студентами о журналистике

По итогам просмотра сайтов сделал вывод, что информационные агентства больше нацелены на сбор информации больших масштабов (государства, города), тогда как газетные издания освещают события более мелкого масштаба (судьба жителя, происшествия). Вопрос: верны ли мои выводы?

Основное отличие информационных агентств от газет очевидно: газеты издаются на бумаге и продаются через сеть киосков, по подписке и т.д. В то время как информационные агентства представлены только в интернете, осуществляют рассылку новостей посредством электронной почты и СМС. За счет чего существуют издания? На какие деньги? Основной доход газет от рекламы. И лишь малая часть от продажи самих газет. Доход информационных агентств складывается из рекламы и платных подписок (платные подписки покупают различные компании и отдельные граждане, по различным темам. Например, какая-нибудь нефтяная компания может заказать у информагенства присылать им новости, касающиеся только нефтяного бизнеса, инвестиций и так далее). И у республиканских изданий, и у информационных агентств есть свои корреспонденты, в том числе в регионах. И те, и другие пишут и о событиях, важных для региона и глобальные новости (важные для всей страны).

Как мне видится, заголовки информационных агентств конкретизировано описывают произошедшее событие, тогда как в газетных заголовках могут применяются обобщенные выражения, метафоричные изречения и т.д., по которым, если не начать читать текст, можно не понять самого содержание текста.
К примеру, одно и то же происшествие может иметь следующие заголовки: Информационные агентства: «На улице Райымбека прорвало теплотрассу», газеты: «Осторожно, кипяток!»

Совершенно верно! У нас позитивное настроение от того, что Вы очень четко отмечаете эти различия. В газетных заголовках делается упор на краткость, красоту, оригинальность, не редкость – на юмор и игру слов. Например, казахстанский журналист пишет для газеты статью с заголовком «С Новым Годом! С новым акимом!». А если бы он писал для информагенства, то это было бы что-то типа «Указом президента РК назначен новый аким Жамбылской области».

Какие темы являются более востребованными и представляют особый интерес для информационных агентств и газетных изданий?

Востребованность тем зависит от издания. Например, у оппозиционных изданий – это вечная борьба с правительством и чиновниками. А для других изданий – это могут быть крупные, важные, интересные для многих читателей темы. Это и экономика (построен завод, пришел крупный инвестор и так далее), и «социалка» (социальные темы – детские сады и школы, больницы, коммунальные структуры, отопление и так далее), и политика (новый мэр, указ президента, новый законопроект и так далее).

Помимо позиции «Пресс-секретарь», еще есть позиция «PR-менеджер». А что связывает должность «журналист» с позицией «PR-менеджера»? Очень часто замечаю, что к «PR-менеджерам» предъявляют все основные требования, относящиеся к профессии «журналист».

Очень хороший вопрос. Постараюсь на него ответить. Итак, что такое PR-менеджмент. Это управление в сфере контактов с общественностью, деятельность, направленная на поддержание хорошего имиджа компании. Также PR-менеджер занимается созданием благоприятной внутренней культуры в организации. Вы знаете, рекламные статьи в газетах помечают значком PR (Public Relations, связи с общественностью). Говоря человеческим языком, чем занимается PR-менеджер? Он проводит рекламные компании организации, решает с какими СМИ работать, в случае необходимости контактирует с представителями прессы. Отвечает за всё, что связано с имиджем компании, также занимается формированием некой внутренней культуры организации. Всё что касается рекламы, единой формы одежды сотрудников, слоганов, каких-то внутренних традиций в организации – всё это входит в компетенцию PR-менеджера. В чем сходство с деятельностью журналиста? PR-менеджер контактирует с журналистами и СМИ, пишет рекламные тексты сам или оценивает качество материалов, написанное журналистами, чтобы принять решение что опубликовать, а что нужно подкорректировать. Отличие Вы видите сами. Также очевидны сходства и отличия PR-менеджера от пресс-секретаря. Пресс-секретарь просто предоставляет нужную информацию журналистам, отвечает на их вопросы, проводит пресс-конференции.