Хиджаб + стереотипы = мусульманофобия?

Бишкек. 23 апреля. КирТАГ – Мунара Боромбаева. В Кыргызстане хиджаб и другие виды мусульманской одежды время от времени становятся темой острых дискуссий в обществе. Ранее экс-президент Алмазбек Атамбаев заявил, что религиозная одежда вызывает неприятие со стороны общества.

«У нас своя культура, свой родной язык, свои традиции и национальная одежда. И они совершенно не противоречат основополагающим принципам ислама. Поэтому навязывание обществу чуждых традиций и требований, особенно в одежде, и, тем более, под видом религиозных, вызывает среди кыргызстанцев вполне понятное неприятие и беспокойство», — говорил Атамбаев.

В 2016 году большие билборды, вызвавшие горячие споры в Кырнете, появились на центральных улицах Бишкека и в других регионах. На больших плакатах были изображены фотографии женщин в кыргызской национальной одежде, которые соседствовали с изображением женщин в черной парандже, со слоганом «Кайран элим, кайда баратасын?» (Куда мы катимся, бедный мой народ?). Теологи назвали эти баннеры «провокационными».
Директор Института исламоведения теолог Маметбек Мырзабаев считает, что в демократической стране запрет на ношение какой бы то ни было одежды является нарушением прав человека.

«На данный момент против ношения платка никто ничего не имеет против. Но в то же время есть группа, так называемых «светских радикалов», которые выросли и воспитывались в Советском Союзе, они против любой религиозной атрибутики, мусульманской одежды в том числе. Но таких немного. Кроме светских радикалов есть группы, которые выступают за сохранение национальных ценностей: одежды, культуры, традиций… Они говорят, что кыргызская национальная одежда вполне может соответствовать требованиям религиозной одежды», — говорит эксперт.

Глава исламской женской организации «Муткалим» Жамал Фронтбек кызы выразила солидарность с Мырзабаевым.

«В данное время нет никаких осуждений или высказываний дискриминирующего характера по отношению к религиозной одежде. Считаю, что наше общество стало толерантным, и мы избавились от осуждения, которое наблюдалось года три назад. Сегодня женщина в хиджабе может без проблем устроиться на работу, делает успехи в бизнесе», — сказала она.

Медиа-эксперт Икбалжан Мирсайитов считает, что необходимо разделять понятия исламофобия и мусульманофобия.

«Исламофобия – это боязнь религии, а мусульманофобия – это боязнь мусульман, их поведения и внешнего вида. В Кыргызстане мало исламофобии, но много мусульманофобии. Эти вещи надо уметь различать. Люди носят религиозную одежду, а другие выступают против образа жизни мусульман. Есть стереотип: если женщина в хиджабе, то она террористка», — говорит Мирсайитов.

Но несмотря на выводы экспертов о лояльности общества к национальной одежде, кыргызские девушки, ведущие светский образ жизни, пожаловались на притеснение их прав на ношение той одежды, которую они выбирают. К примеру, прошлым летом активистки вышли на мирный митинг, целью которого было напомнить общественности, что Кыргызстан – светская страна, и женщина вправе выбирать, какой длины должна быть ее юбка. Девушки в мини-юбках и шортах прогулялись по центральным улицам города и завершили свой марш у здания Духовного управления мусульман КР во время пятничного намаза. Нельзя сказать, что приверженцам мусульманских традиций это понравилось…

Другая сторона вопроса. В законодательстве КР нет запретов на ношение религиозной одежды и атрибутики в общественных местах, закон не запрещает ношение платков в школах и вузах. Но есть стереотипы в обществе, и вид женщины в религиозной одежде вызывает у многих неприязнь, опасение. А отдельные руководители учебных заведений не желают, чтобы учителя или ученицы приходили в школу в религиозной одежде. Но это реакция общества, основанная на неких стереотипах. Законодательно в Кыргызстане одежда каждого – выбор каждого, подчеркивают эксперты.

Эксперты отмечают, что, к примеру, в соседнем Узбекистане закон не позволяет закрывать лицо платком, шарфом или другим атрибутом религиозной одежды в общественных местах из соображений безопасности. Согласно Кодексу РУз «Об административной ответственности», появление граждан, за исключением служителей религиозных организаций, в общественных местах в культовых одеяниях влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы или административный арест до пятнадцати суток. Посещение учебных заведений в религиозных одеяниях также недозволительно, так как в положении о внедрении единой школьной формы прописаны требования к одежде и внешнему виду учащихся.

В Казахстане тоже официального запрета на ношение религиозной одежды нет. Есть требование к школьной форме. Но в 2017 году мажлис РК вносил поправки в закон о религиозной одежде, предусматривающий запрет на ношение в общественных местах одежды, скрывающей лицо, на использование и ношение в общественных местах внешних атрибутов, предметов одежды, демонстрирующих принадлежность к деструктивным религиозным течениям. Закон был принят в первом чтении. Но поправки вызвали резонанс, и его отозвали. Но пока не ясно доработают ли его или отозвали совсем.

Эксперт-религиовед из Душанбе Рустам Азизи сказал, что в Таджикистане официального запрета на ношение религиозной одежды нет, но все школьники обязаны ходить в школьной форме.

«Таджикистан — самая религиозная страна в Центральной Азии, и число людей в мусульманской одежде растет. Религиозную одежду пытаются разнообразить национальным колоритом. Общество Таджикистана хорошо воспринимает людей в религиозной одежде. Нет никаких противоречий, наоборот, есть моменты, когда отношение к европейской одежде отрицательное», — сказал он.

По общему выводу наших экспертов религии отводится особая роль в процессе глобализации. Современный человек ищет себя в разных отраслях, духовных в том числе. И в этом многообразии важно быть терпимее друг к другу и уважать выбор каждого, будь то образ жизни, вера или одежда.