Заметка в газету: как написать, отправить и опубликовать

Так или иначе мы много раз говорили о том как написать свой первый или свои первые журналистские материалы. И тем не менее, посетители сайта спрашивают: как написать статью и как её опубликовать. Хорошо, давайте учиться. Предположим, вы пока мало что понимаете в журналистике.

Самый простой жанр и при этом самый важный — это информационная заметка. Вот с неё мы и будем учиться писать. В новостной (информационной) заметке обязательно должна быть новость/событие. При кажущейся простоте это отнюдь не простая информация. Многие наши студенты говорят: «да, понятно» и пишут тексты, в которых нет новости!

Проверьте себя. Что из этого является новость:

  1. Коррупция угрожает безопасности нашей страны
  2. Построен новый завод
  3. Филипп Киркоров является самым высокооплачиваемым исполнителем на постсоветском пространстве.
  4. Пятиклассник Юрий Морозов занял второе место на городской олимпиаде
  5. В 2016 году ледники уменьшились в объеме на 6 процентов

Конечно, новостью является информация о построенном заводе и победе мальчика. Это то, что произошло, при этом произошло недавно. Коррупция — она всегда коррупция, это не новость. Задержание коррупционера — это новость. О Киркорове — тоже не событие. А вот если бы ему дали 1 млн долларов за выступление на теплоходе в Тихом океане — это новость, потому что это произошло, произошло недавно. А ледники 2016 года — это очень устаревшая информация.

Вы уже поняли, что нужна новость и она должна быть свежей. Допустим, вы хотите написать  о поездке своего сына на фестиваль. Отлично! Нам нужно написать заголовок и лид. На сайте много информации на эту тему — например здесь, здесь и тут. Теперь пишем другие подробности. Можно добавить цитату участника или организаторов. Написали!

Теперь думаем над тем, где это можно опубликовать… Предложить сюжет первому каналу? Или в местные газеты? В журнал «Вокруг света»? Или в школьное издание? Будьте реалистом и подбирайте подходящее СМИ. В нашем случае подойдут школьная газета и местные городские издания (газеты, сайты). Напишите электронное письмо в редакцию. Их контакты можно найти в интернете.

Редакциям нужны хорошие интересные новости. Бывает такое, что редактор не знает откуда брать материал, чем закрыть все планируемые полосы в газете. И они получают ваше письмо, где вы прямо пишете: «Меня зовут так-то. Мой сын участвовал в фестивале. Высылаю вам фотографии и текст новостной заметки. Подойдет ли этот материал для вашего издания или нам нужно обратиться в другое СМИ? Спасибо!». Редакция в шоке! (в приятном шоке). Читатель прислал готовый материал!  И фотографии хорошие! И текст сносный! Берем!!!

Если по какой-то причине они откажут, отправляйте в другое СМИ. Почему нельзя сразу везде отправить? Редакциям нужны уникальные материалы. Нет никакой пользы в перепечатывании везде растиражированных статей. Если ваша одна и та же заметка выйдет в двух газетах, то их редакции будут очень не довольны.

Удачи вам! И не забывайте, что где-то там, в параллельной интернет-реальности, есть великолепные дистанционные курсы журналистики, их сайт легко запомнить — www.журналистика-обучение.рф.