Журналист или писатель?

фото Марк ТвекнаОксана Ниселовская, специально для Школы журналистики

Вы любите писать, но возникают сложности с самоопределением. Какую форму самовыражения избрать, чтобы одновременно соответствовать требованиям времени и не терять своего «я»? Информационную или художественную? Как себя квалифицировать? Журналист или писатель? К чему стремиться и какие цели ставить? Попробуем разобраться.

В XIX и XX веках журналистика тесно переплеталась с литературным творчеством, была его частью, малой ветвью. Писатель и поэт в России всегда имели активную гражданскую позицию. Пушкин, Гоголь, Толстой, Гончаров, будучи мастерами художественного слова, публиковали статьи, размышляя о современной литературе, о том, что волновало и тревожило их истинно патриотические умы.

Знаменитые «толстые» журналы прошлого столетия: «Новый мир», «Наш современник», «Знамя», «Нева», «Москва» печатали неизвестные и запрещенные ранее произведения писателей и ученых. Булгаков, Солженицын, Лев Гумилев, Сахаров и другие знакомили уставшую от тоталитаризма публику со своим неординарным видением мира.

Что же происходит сейчас? Как идентифицировать себя человеку пишущему, если ему есть, что сказать? Кто он? Журналист или писатель? Где и как заявить о себе?

Рассмотрим два определяющих понятия. Рано или поздно, «словотворец» склоняется к одному из них, не важно, с чего начиналась его карьера: с заметок на страницах соцсетей, ведения своего блога или написания стихов, рассказов, а то и романов «в стол». Либо, что происходит довольно часто, выстраивается некий симбиоз, при котором писатель, время от времени публикует свои статьи, а журналист, в силу огромного количества наработанного материала и жизненного опыта, издает книги.

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова представляет писателя как «человека, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения». Журналист в том же источнике трактуется, как «литературный работник, занимающийся журналистикой». В свою очередь журналистика в первом своем значении звучит, не иначе, как «литературно-публицистическая деятельность в журналах или газетах».

Очевидно, что упор делается на литературной деятельности обоих творящих. Писатель создает художественные произведения, а журналист пишет для газет и журналов, но и его труд непосредственно связан с литературой. Эта особенность как раз и характеризует специфику предыдущих двух столетий.

Википедия предлагает несколько иное значение привычного понятия «журналист». «Человек, который занимается сбором, созданием, редактированием, подготовкой и оформлением информации для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанный с ним трудовыми или иными договорными отношениями, — или занимается такой деятельностью по собственной инициативе.» Деятельность журналиста озвучена сухо, аналитично и универсально.

Выходит, с течением времени идет вытеснение «литературного работника» более прагматичным «сборщиком, создателем, редактором и оформителем» информации, и нет речи о литературе, которая изначально подразумевалась в совсем недавнем 20-ом веке. Современный журналист становится мастером на все руки, неким «универсальным солдатом», коему все по плечу. Он ничего не боится и кинется в бой за первенство выдать новый материал многомиллионной аудитории, используя для этого любые возможности.

Естественный ход событий сложно изменить, обратить вспять. С развитием электронных СМИ, той скорости, с которой информация возникает, находится и передается, все сложнее оставаться литературным работником. Сегодня нет возможности неспешно размышлять о проблемах, радостях или судьбе страны. Культура, наука и искусство претерпевают такие изменения, о которых толком не знаешь, как и сказать (театр, живопись и скульптура уже не укладываются в рамки привычных понятий). Нескончаемым потоком идет информация о том, что происходит в мире, как молниеносно одни события сменяют другие, как устаревают еще вчера гремевшие открытия. Обычный человек едва справляется с инфоперегрузками, задача журналиста дать ему то, что позволит ему ощущать себя в курсе происходящего, но без отвращения к каждой возникающей новости.

Для этого современный журналист вынужден оказываться одновременно в нескольких местах, он аналитичен и придирчив, в каком-то роде эстет, мастерски владеет фототехникой и программами фотокоррекции. Он умеет не только четко и грамотно излагать свои мысли, порой еще и определяет форму подачи своего материала. Вы готовы к этому? К безумному режиму? К умению находить общий язык с совершенно разыми людьми. Людьми, облеченными властью, простыми рабочими и служащими, домохозяйками и звездами, богатыми и бедными. Хватит ли у вас терпения и выдержки, так востребованной ныне харизмы, чувства такта и знания элементарных основ психологии? Да? Тогда вперед! Может, именно вам мы будем доверять уже через полгода, и именно ваши имена набирать в поисковиках, или они будут доступны нам с первых полос самых авторитетных изданий.

Что касается писателя. Википедия раскрывает перед нами его образ в соответствии с сегодняшними с реалиями … «Человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата).» На повестку дня нашего столетия выносится «словесное произведение», которое будет потребляться обществом. Все жестче и прозаичнее. Во главу угла ставится потребитель, он и будет определять востребованность ваших творений, и, судя по всему, потребителю не суть важно, высокохудожественное ваше детище или нет. Вопрос в том, захочет он его купить или отвергнет. Вы готовы к такому повороту событий? К тому, что, как и журналисту, вам придется не просто писать, но еще и научиться продавать себя, ведь общество не приобретет то, что ему придется не ко двору.

Нет? Это совсем не ваш путь и вы предпочитаете укромный уголок, где можно тихо творить, блокнот и ручка – ваши верные спутники, и вы записываете в них идеи и мысли, а после в тиши своего рабочего места, обустроенного по вашему наитию, творите и созидаете. В вашем сознании работают образы прошлого: перо, бумага, неустроенность и ее преодоление, возможно, гонения, где вы – герой. Романтично? Вполне. Но вряд ли современно… Или вы осознаете требования эпохи и прекрасно чувствуете рынок? Вы в курсе, что читают, а что нет, вы пишете лирику для себя, а продвигаете детективы и юмористические рассказы. Замечательно! Каждый из нас выбирает свой путь, свою нишу. Возможно, вообще не стоит задумываться над каким бы то ни было определением. Сегодня – информация, а завтра стихи для детей, послезавтра сценарий. Мы меняемся, как и время вокруг нас.

Разумеется, жизнь – не простая штука. У тех, кто пишет и у тех, кто не имеет к «созданию словесных произведений» никакого отношения, есть свои сложности, свои цели, задачи и трудности на избранном пути. Кем бы вы ни были, как бы не идентифицировали себя в эру интернета, высоких скоростей и технологий, помните, что вашей основной миссией была и остается – доносить до читателя, до всех членов общества, если угодно, сеять в его умах «разумное, доброе, вечное». А иначе, какой во всем этом смысл?