Творческий экзамен (журналистика) в вопросах и ответах

Вопрос: Сейчас читаю про подготовку к сочинению. Там в качестве примерных сочинений даны тексты, похожие на рассказы. Получается, вместо текста по типу репортажа или новостной заметки можно придумать небольшой рассказ?

Ответ: На ДВИ нужно выполнить письменную работу (как правило, её называют сочинение или эссе). Вам не нужно на творческом испытании писать журналистский материал (репортаж, новостная заметка и т.д.), вам нужно писать именно сочинение. А сочинение хорошо писать в стиле сторителлинга (то есть описание какой-то истории), что и показано в тех примерах сочинений, о которых Вы говорите. Еще нужно обязательно посмотреть/почитать на сайте вуза, в который поступаете, какие у них темы сочинений были в прошлые годы и другую полезную информацию для поступающих. Многое зависит от конкретного учебного заведения, везде темы сочинений и другие нюансы отличаются.

*

Вопрос: Что такое сторителлинг, который рекомендуется применять при написании сочинений?

Ответ: Как мы уже говорили, сторителлинг — это рассказ какой-то истории. Что такое история? Давайте рассмотрим на примере журналистских материалов, где тоже используется сторителлинг. Например, открытие детского сада или повышение пенсии — это не история. История — это какая-то цепочка взаимосвязанных увлекательных событий, при чем рассказанная, как правило, в хронологическом порядке. Примеры историй навскидку:

— мальчик, мечтающий стать летчиком, осуществил свою мечту (описание его детских фантазий, стремление стать сильным и хорошо учиться, летное училище и т.д. )
— дети потерялись в лесу и были найдены через 2 дня спасателями (описание как в фильме — как они собирались, поехали, потерялись, выживали и т.д.)
— бабушка решила накопить на памятник Ленину и установить его в своем селе (представьте документальный фильм, как в нем бы рассказывалась эта история, так и в журналистском материале примерно надо описать).

В случае сочинений на ДВИ тоже очень хорошо идут истории, но надо отталкиваться от предложенной темы и думать насколько описание истории уместно и какой она должна быть. Давайте рассмотрим на каких-то примерах. Тема «И бывают такие моменты…» — можно описать историю, при этом почти любую. А если тема «Подвиг на фронтах Великой отечественной войны», то тоже можно использовать сторителлинг, но уже про годы войны и основана история должна быть на реальный событиях.

Описание какой-то истории — это всегда хорошо. А вот какие истории описывать лучше — о маршале Жукове или о вашей поездке на дачу — это зависит от того как звучит тема. Посмотрите сайт вашего вуза, постарайтесь найти информацию какие темы были у них в прошлые годы. Например, реальный пример — тема «а вот был случай» — лучше писать о себе. А в МГУ, например, всегда темы сложные и исторические типа «Решающая битва против армии Наполеона», то здесь, конечно, нужна история, основанная на реальных исторических событиях. Или, предположим, тема «Подвиг в жизни человека», тут пойдет и история с вашим другом, и история из литературного произведения, и реальная историческая.

*

Вопрос: Как понять что журналистика — это моё?

Ответ: У нас есть хороший тест, который можно пройти по этой ссылке. А если говорить кратко, то Вы должны оценить себя и поговорить с близкими на счет ваших личных качеств. Вам нравится много общаться с людьми? Вы готовы отправиться в двухдневную командировку в соседний город? Вам не сложно сделать звонок незнакомым людям? Вас не напрягает целый час писать текст? Если общение нравится, готовы к командировкам, не сложно писать текст, не боитесь камеры (для ТВ-журналиста), то всё отлично! Если честно, застенчивость может мешать журналисту, желательно быть пробивным и даже немного навязчивым.

*

Вопрос: Как проходит ваше онлайн-обучение по подготовке к журфаку?

Ответ: У нас есть два курса — краткосрочный и длительный. Долгий курс «Будущий профессионал» длится примерно с августа-сентября по май-июнь (в разные годы сроки проведения немного отличаются). И есть экспресс-курс «Подготовка к журфаку«, который мы проводим в течение 20 дней в апреле-июле, когда времени до дополнительных вступительных испытаний в вузах остается совсем мало. Во втором случае каждое утро в течение 20 дней мы высылаем учебные материалы (текстовые и видео). Вы занимаетесь в свободное время, когда вам удобно. В любое время задаете вопросы по электронной почте и наш тренер на них подробно отвечает.