Один из уроков нашего дистанционного курса посвящен дополнительным ресурсам, на которые может претендовать журналист. В нем говорится о грантах, стажировках, семинарах, процентах от рекламы/подписки, конкурсах и многом другом. За первые 13 лет своей журналистской деятельности я примерно 25 раз принимал участие в конкурсах статей и на удивление раз 10 занимал занимал призовые места. Это дало мне уверенность, что в конкурсах статей принимать участие можно и нужно. Мало кому помешает выигранный ноутбук, денежный приз или хотя бы красивый диплом на стену.
Но, к сожалению, в последние годы наметилась нехорошая тенденция проведения «ненастоящих», поддельных, несерьезных, несправедливых конкурсов. Приведу несколько реальных примеров, но без указания организаторов. Время сейчас такое, все очень обидчивые, у каждого второго чуть что страдает деловая репутация или наступают моральные страдания, могут и в суд подать. Так что называть их не буду.
Одна ассоциация сельхозтоваропроизводителей объявила конкурс на тему полезности натуральных продуктов. Обещаны были хорошие призы, обозначены сроки проведения конкурса. Журналисты пишут, статьи выходят в СМИ, организатор аккуратно подшивает вырезки и коллекционирует скриншоты. А итоги конкурса просто напросто не подводит! На вопросы по электронной почте — не отвечает. Конечно же едва ли найдется журналист, который будет разыскивать их офис в другом городе или еще как-то пытаться призвать их к ответу. О своей репутации такие организаторы конкурсов не думают, живут одним днем, сегодня урвать пользу, а завтра будь что будет.
Другой пример. Банк объявляет конкурс статей, обещан внушительный главный приз. Приходит время подводить итоги и организаторы вежливо извиняются с формулировкой «из-за недостаточного количества присланных работ конкурс признан недействительным». Грустная история.
А бывает и такое. Если победа обещана автору той статьи, которая получит максимальное количество голосов в интернете, то участники могут их «накручивать» с помощью специальных сайтов и программ.
Или вот еще одна уловка — не объявляется срок завершения конкурса или его бесконечно продлевают. Процесс идет, статьи публикуются, а подводить итоги и вручать обещанные призы организатор не торопится. В определенный момент, когда нужный участник достигает выигрышного числа голосов, конкурс объявляют завершенным. Вот такие печальные схемы. После этого уже десять раз подумаешь — советовать ли начинающим журналистам участвовать в конкурсах или наоборот порекомендовать — не гнаться за сыром в мышеловке и халявой и игнорировать всякие розыгрыши. Не даром ведь они розыгрышами называются, людей в них часто разыгрывают.
Подытожим. Как вы, наверное, заметили я даже не упоминал маленькие частные конторки или отдельных людей, который проводят конкурсы. Одно дело поставить лайк и комментарий и надеяться на чудо, другое дело писать материал, публиковать его, тратить время и силы, а потом разочароваться. Поэтому организатор конкурса статей, в котором вы решили принимать участие, должен быть как можно надежнее и внушительнее. По своему опыту могу сказать, что меньше всего веры государственным учреждениям. Видимо до того испорчена эта система, что отдать что-то просто так, без «откатов» и не по знакомству для них просто неприемлемо. Также мало веры общественным организациям и всевозможным ассоциациям, здесь витает дух халявы и наживы, эти люди иногда могут поступать не по совести. Кому доверять? Опять же по своему личному опыту могу сказать, что веры больше всего крупным частным компаниям, международным организациям и фондам. Говорят, победить коррупцию невозможно. А почему это удается сделать внутри международных организаций, проводящих конкурсы и выдающих гранты? Никогда ни от кого не слышал и сам не сталкивался, что гранты общественным организациям выдавали за «откаты» и по блату.
Надеюсь, эти советы будут для вас полезны. Я думаю, участвовать в конкурсах можно, но нужно уметь определять изначально свои шансы на успех и правильно оценивать организатора.