Разновидности заголовков в журналистских материалах

министр Еремич (Сербия)

Кстати, политика и журналистика часто идут рядом «рука об руку». Например, бывший министр иностранных дел Сербии Вук Еремич женат на журналистке 🙂 На фотографии: Вук Еремич в ходе встречи Astana Club, 12 ноября 2019 года.

Написать хороший заголовок не просто. Тут не помешает и талант, и приобретенный опыт, который приходит после написания десятков заголовков. Хороший заголовок любят редакторы, хороший заголовок привлекает внимание читателя, хороший заголовок очень нам нужен.

Вот, например, написать броское название к интересной статье на какую-то яркую тему – это не сложно, а вот придумать приемлемый заголовок к очередному «круглому столу», бессмысленному семинару или бестолковой инициативе чиновника – это уже целое искусство.

Есть два основных вида заголовков – те, что используются в газетах и те, которые хорошо подходят для сайтов. Называют их номинативные и предикативные. Придется выучить эти два хитрых слова, чтобы потом при случае можно было их применить, продемонстрировав, что в журналистике вы «давно, всерьез и надолго». Номинативные – это те, что более всего подходят для печатных изданий и состоят из двух-трех слов. Предикативные заголовки – это полные предложения, они хороши для интернета (информационное агентство, сайт и т.д.)

В газете это как правило более краткий, более художественный, но менее информативный заголовок. Например: «Неожиданный визит» или «В помощь аграриям» (номинативные заголовки). А в информагентстве идет в заголовке сама новость, например — «В Москву прибыл первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев» или «В Калининграде построена новая церковь» (предикативные заголовки).

На семинарах по журналистике заголовки часто сравнивают с вывеской на магазине. Их цель – привлечь внимание и сообщить о товаре (в нашем случае, о чем говорится в статье). Если заголовок не соответствует содержанию, происходит фактически обман читателя, он теряет доверие и уважение к изданию. Этого нужно избегать.

Написав свой текст, проведите «мозговой штурм» и напишите на листе бумаги или в компьютере слова и фразы, которые отражают суть материала или возникают как ассоциации. А потом, комбинируя их, придумайте заголовок. Например, пишете вы материал о прорыве плотины. И пошла импровизация: много воды, потоп, ненадежная плотина, рухнули надежды и т.д. А затем уже из них составляете что-нибудь более-менее интересное. Например, «Не оправдала надежд», «Много воды бывает», «Вседеревенский потоп» и т.д. и т.п.