Как выбрать нишу для блога, чтобы конкуренция была минимальной

Мы работаем много лет в журналистике и к блогингу имеем весьма небольшое отношение. Но в современном мире блогеры и журналисты, их деятельность, сильно перекликаются. Как минимум, мы производим какой-то контент (текст, фото и видео), у нас есть своя аудитория и мы используем соцсети для продвижения своих материалов.

Тут самое время вспомнить отличия блогинга от журналистики. Журналистика — это в первую очередь сообщение о новостях, о событиях. При этом журналист — это профессионал, которые умеет собирать, проверять и обрабатывать информацию. Он не выдумщик и больше ремесленник, чем творец. Он не придумывают события, и мало развлекает людей, он передает информацию о происходящем в городе, стране и мире.

А блогер — это очень общее определение. Это человек, который что-то делает, создает в соцсетях, развлекает, но может и информировать. Он не обязан проверять информацию, он может вообще её выдумать. Если журналист сосредоточен на предоставлении качественной информации о событиях, то блогер может снимать шуточные видео, рассказывать о полезных продуктах или показывать кулинарные рецепты. Думаем, вы понимаете отличие журналиста от блогера.

В наши дни блогинг, вся эта блогосфера и творчество блогеров являются очень привлекательной деятельностью. Все мы смотрим соцсети и встречаем их — успешных, ярких и зарабатывающих милллионы. И хотя «не боги обжигают горшки», но суровая реальность заключается в том, что начинают вести свой блог десятки, если не сотни тысяч человек, а успеха в этой сфере добиваются сотни, максимум тысячи человек.  К сожалению, статистика значительно преуспеть в блогинге приближается к шансу выиграть в лотерею.

А вход в журналистику более демократичный, здесь даже близко нет такой конкуренции. Это и понятно: быть блогером в глазах обывателя значит «тусоваться, купаться в роскоши и получать много денег без особого труда» — это очень соблазнительная идея. А журналисту надо работать, трудиться, уставать. Поэтому желающих стать блогерами в десятки раз больше, в сравнении с теми, кто хочет стать журналистом. С одной стороны начать вести свой блог намного проще, чем приступить к работате журналистом. С другой стороны шанс пресупеть в блогинге минимальный (это как золотой самородок найти в горной местности), а в журналистике, у одного из двух, кто попробовал, получается, всё «срастается» в этой сфере.

Одна из стратегий успеха в блогинге — найти свою нишу, в которой будет мало конкуренции, найти свою тему, «фишку». Но сделать это сейчас довольно сложно, потому что кажется, что все темы охвачены и всё уже придумано. Тем не менее, пройдем по некоторым советам.

1. Учитывайте свои знания и интересы. В чём вы сильны, в чём вы разбираетесь? И что вам нравится? Нужно найти тему где-то на стыке своих компетенций и интересов. Пример. Вы историк и любите путешествовать? Отлично, можно ездить по городам и странам и рассказывать своей аудитории о самых интеерсных событиях прошлого, связанных с этими местами. Или на первом этапе хотя бы просто быть этаким трэвел-историком-путешественником, который поветсвует из своей комнаты.

2. Прощупайте «конкурентов». Определившись с темой или выбрав для себя несколько, поищите такие же блоги в интернете, в соцсетях. Возможно, вы ранее уже видели что-то похожее. Оцените размер аудитории (количество подписчиков), востребованность, популярность блогеров, которые пишут и снимают в этой же сфере. Не слишком ли их много? И пользуются ли они популярностью?

Оценивая аккаунты ваших «коллег», посмотрите со стороны на их контент и взаимодействие с аудиторией. Постарайтесь отметить их сильные и слабые стороны. Допустим, плюсы: снимают красивые видео, интересно рассказывают и проводят конкурсы. Минусы: много рекламы, слишком длинные тексты и редко публикуется новый контент. Возьмите на вооружение сильные стороны и постарайтесь свести к минимум слабые стороны (например, в самом начале не увлекайтесь рекламой).

3. Делайте ставку на узкие, специфичные темы. Чем уже направление, тем  меньше конкуренции. Потом всегда можно расширить свою тему или опубликовать что-то другое. Например: не просто блог о тренировках и фитнесе, а об упражнениях для беременных и кормящих мамочек. Или не просто об экономике, а о малом бизнесе и мерах его поддержки.

4. Делайте выводы, не бойтесь менять направление блога. Если вы какое-то время ведете блог и вас не устраивают результаты или вам не нравится тема, то можно её поменять. Ищите, пробуйте, делайте выводы. Кто пробует, у того обязательно рано или поздно получится.

5. Добившись первого успеха, в какой-то момент вы можете уткнуться «в потолок» в выбранной нише. Допустим, на теме кулинарных рецептов для тех, у кого диабет, вы набрали 10 тысяч подписчиков, а дальше прогресс не идет. Расширяйте тему, добавляйте смежные. Например: питание для профилактики диабета, для похудения, для общего оздоровления. Так вы приобретете новых подписчиков.

6. С самого начала ведения блога думайте о монетизации своего дела. При этом надеяться на миллионы подписчиков, во всяком случае в первые два года, не стоит. А на маленькой аудитории блогеру проще заработать не за счет рекламы, а на продаже чего-либо — курсы, БАДы, подходящие товары.

Добавим позитива. Многие наши коллеги-журналисты получают пользу от ведения собственного блога. Как минимум, это имидж и положительное впечатление на потенциальных работодателей и редакторов. А некоторым удается на этом еще и хорошо заработать.